Становление епископальной церкви

Страница: 6/7

Параллельно с абстрагированием понятия "церковь" происходило усиле­ние власти внутри общин. Это понятно: конкретным воплощением авто­ритета церкви были руководители общин, совокупность которых обоз­началась словом клир. Именно им приходилось решать повседневные вопросы, связанные с поведением верующих, с проведением обрядов, прежде всего обрядов причащения.

В течение II века из старейшин выделяется высшее должностное лицо - епископ. Такому выделению способствовало право старейшины совер­шать обряд причащения, представлять свою общину в отношениях с другими христианскими общинами. Выделение епископа было связано и со стремлением преодолеть разброд, сосредоточить особый авторитет у одного лица, достичь единства. Но единства можно было добиться только при условии - одна вера, одна церковь, один порядок.

В течение II - III веков епископы становяться единоличными руково­дителями в большинстве общин. Выдвижению епископов способствовал приток в христианские общины людей состоятельных и образованных, которые имели возможность взять на себя руководство организацион­ными и вероучительными сторонами жизни общины. Конечно, среди епископов были и выходцы из низов. Так, один из римских епископов

- Каллист был, по преданию, рабом и существовал, вероятно, за счет общины.

Епископы руководившие жизнью христианских общин, а также могли нак­ладывать наказания на провинившихся христиан. Вопрос о том, за ка­кие проступки и как именно наказывать провинившихся верующих, дол­го обсуждался среди церковных верхов. Особенно остро этот вопрос вставал в период гонений III века, когда гонения, то вспыхивали, то затухали. Многие христиане героически шли на смерть, оказыва­лись в темницах. Другие отрекались от своей веры для виду, но после окончания гонений снова хотели быть принятыми в общины. Как поступать с этими людьми? Кого прощать, а кого наказывать?

Большинство епископов высказывались за принятие "падших" обратно в общины. Церковь в лице своих руководителей взяла, таким образом, на себя функции не только наказания, но и прощения, т.е. отпущения грехов, что, по верованиям первых христиан, мог сделать только бог. Право отпускать грехи еще больше, чем право наказывать, отде­лило клир от основной массы верующих и сделало его привилигирован­ным по отношению к другим верующим.

Епископы III века не только судили или прощали, но и управляли повседневной жизнью. Так, например, римский епископ Каллист разре­шил женщинам, если они не имеют возможности выйти замуж, сожи­тельствовать с рабами.

Епископы производили отбор священных книг - они определяли, какие из них могут читать верующие, а какие следует использовать во вре­мя богослужений. Женщины были отстранены от церковных должностей, даже низших. Совместные трапезы верующих перестали практиковаться. Сложился порядок богослужения, во время которого клирики читали отрывки из священных писаний.

Внешним выражением изменений, происшедших в христианских общинах, было появление особых зданий для богослужений. Когда-то, во време­на зарождения христианства, проповеди произносились и в частных домах, и под открытым небом - везде, где собирались верующие. Но епископальная церковь стремилась к особой торжественности богослу­жения, которая заменила бы пылкое слово странствующего пророка. Нужно было создать обстановку, которая отличалась бы от обстановки повседневной жизни. Для собраний христиан стали использовать осо­бые помещения, где проходили богослужения и обряды.

Далеко не все христиане признавали авторитет епископов. Как реакция на проповедь о тождестве церкви и ее руководителей, на отход от демократических идеалов первоначального христианства во II веке появляется новое течение в христианстве - монтанизм. Основатель этого учения был Монтан, в прошлом жрец фригийской богини Кибелы, который принял христианство и нача проповедовать в ряде областей Малой Азии. Монтан и его сторонники возродили общие трапезы христиан, во время которых проповедовали пророки и пророчицы. Мон­тан призывал к аскетизму, расторжению браков и посту, чтобы верую­щие очищенными встретили новый приход мессии. В монтанизме также проявился протест верующих против складывающихся жестких структкр церкви.

Реферат опубликован: 26/08/2009