Сикхизм

Страница: 3/8

Из Мекки Гуру Нанак отправил­ся в Медину, по пути беседуя с па­ломниками, рассказывая им о своём учении и расспрашивая об их собст­венных духовных воззрениях. Об­ратный путь, как гласят легенды, ле­жал через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан, Сайидпур (ныне город Эми­набад в Пакистане).

В странствиях прошло почти 30 лет; во многих местах Индии и за её пределами у Гуру появилось боль­шое количество последователей и по­читателей, желавших посетить своего Учителя. И в жизни Гуру Нанака, ко­торому к этому времени исполнилось 50 лет, началась новая страница, свя­занная с созданием общины сикхов ­его учеников.

На правом берегу реки Рави ­великого притока Инда, на участке земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру, он основывает город Картарпур («кре­пость Всевышнего») и резко меняет свой образ жизни. Вместо одежд па­ломника Гуру Нанак облачается в одежду простого пенджабского кре­стьянина и вместе с женой и сыновь­ями трудится на своей земле. Этим же занимаются поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами. Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В общине существует общая трапез­ная - гуру-ди-лангар (в буквальном переводе - «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне зависи­мости от его социального статуса или касты - неслыханное поведение для индуистов, по представлениям кото­рых даже тень человека из более низ­кой касты, упавшая на пищу или воду, может осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и поныне. Они есть и в маленьких де­ревенских общинах, и при главных сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными ле­пёшками (чапати) и острейшей го­роховой похлёбкой (дал) накормят любого - сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.

После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять гуру, последним из которых в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх. По традиции все они считают­ся десятью воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, - как огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи, за­жигающиеся одна от другой.

СУЩНОСТЬ ВЕРОВАНИй СИКХОВ

На протяжении всей жизни общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.

Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх», выглядит следующим образом (она написана на пенджаби):

Звучит она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi».

В переводе это означает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждеб­ности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаёт­ся милостью Гуру».

В этом кратком изречении изло­жена суть учения Нанака.

Итак, сикхизм - религия, отвер­гающая многобожие индуизма, при­знающая существование одного боже­ства. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульман­ский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские име­на: Хари (это имя встречается наибо­лее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.

Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун («на- делённый качествами», «имею­щий качества» ). Главное Его состоя­ние - ниргун; это сущность, лишён­ная каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состоя­ние сагуна (что совершенно не связа­но с приобретением видимого обли­ка, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К божеству в со­стоянии сагуна и взывает человек, об­щаясь с Всевышним во время медита­ции, при пении гимнов.

В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие индуистским бо­гам Брахме, Вишну и Шиве), Он все­могущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне време­ни» ), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».

Реферат опубликован: 23/04/2009