Сикхизм

Страница: 2/8

В конце II - начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию пришли арии. Жители Пенджаба первыми по­знакомились также с саками, кушана­ми и другими выходцами из стран Ближнего и Среднего Востока. Позд­нее через Пенджаб проходили жесто­кие эфталиты (белые гунны). С VII в. н. э. началось проникновение мусуль­ман в Южную Азию, и Пенджаб вновь выступил в роли своеобразного «бу­фера», теперь уже между двумя круп­нейшими религиями Востока - инду­измом и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям». К середине XV в. Пенджаб представлял собой бур­лящий котёл идей, в разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом фоне и возника­ет здесь новое религиозное течение. Основы его были заложены челове­ком по имени Гуру Нанак. Последова­тели Гуру Нанака стали называть себя сикхами - «учениками», а религия, основанная им, получила название «сикхизм».

ОСНОВАТЕЛЬ СИКХИЗМА

Гуру Нанак родился в апреле 1469 г. в деревушке Раи Бхои ди Талванди на западе Пенджаба. Нанак рос и воспи­тывался в индуистской семье и с ран­него детства заметно выделялся среди своих сверстников. С момента его рождения в округе ходили слухи об исключительности мальчика, о его врождённой мудрости. Рассказывали, что, когда Нанаку исполнилось семь лет, его отвели к учителю-пандиту, чтобы научить читать и писать, и он на удивление быстро освоил пенд­жабскую грамоту. Тогда мальчик был отправлен в мусульманскую школу ­медресе, чтобы изучить персидский язык (в то время государственный язык Индии); благодаря этому он со временем смог бы занять место сво­его отца - учётчика земли в деревне. Обучение тонкостям сложнейшего персидского языка прошло у Нанака очень легко, и учёба в медресе также завершилась в считанные месяцы.

Когда Нанаку исполнилось де­вять лет, он должен был пройти ин­дуистский обряд, дающий право но­сить священный шнур (привилегия высших каст в индуизме). Но, к удив­лению и ужасу родных, в кульминаци­онный момент этой необычайно тор­жественной церемонии мальчик отка­зался от шнура, заявив, что преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере, а шнур здесь ни при чём. Позже эта идея ляжет в основу его учения.

В детстве друзьями Нанака были дети из бедных семей, причём кaк индуисты (в основном низших каст), так и мусульмане. В юношеские годы он много общался с аскетами-индуи­стами и мусульманскими дервишами, жившими в лесах неподалёку от де­ревни, вёл с ними долгие религиозно­философские беседы, пытаясь по­стичь их образ мысли и жизни. Леген­ды рассказывают о том, что у Нанака был чрезвычайно красивый и мело­дичный голос; он нередко впадал в транс и исполнял гимны и тут же со­чинённые им песни, посвящённые некоему божеству, пронизанные иде­ей страстной любви к Всевышнему.

Несколько лет Нанак пробыл на службе у правителя Даулат-хана Лоди в Лахоре, столице Пенджаба. Однаж­ды утром, как гласит предание, он со­вершал своё обычное омовение в бли­жайшей реке. На глазах у многих лю­дей он нырнул, но так и не показался вновь на поверхности воды; и лишь спустя три дня, когда все считали его погибшим, он появился в городе. Но, как рассказывает легенда, это был уже совершенно другой человек. Его гла­за излучали таинственный свет, над головой мерцал нимб, от всей фигу­ры исходило божественное сияние, и он хранил молчание. Когда же через несколько дней он заговорил, то прежде всего сказал: «Нет индусов и нет мусульман», а спустя немного вре­мени произнёс: «Человек должен тру­диться и делиться плодами своего труда с другими людьми». Таковы были основополагающие идеи сик­хизма, высказанные теперь уже Гуру Нанаком, посланником Бога.

После чудесного воскресения Гуру Нанак покинул службу при дво­ре Даулат-хана и отправился странст­вовать. Он побывал почти во всех наиболее важных местах, священных для индуистов, мусульман и будди­стов. Гуру посетил Курукшетру и Па­нипат, Айодхью и Варанаси, Хардвар и Аллахабад, а также многие другие места, где, согласно преданию, разво­рачивались события великих индий­ских эпосов «Махабхарата» и «Рамая­на», места, где и сегодня в дни индуистских праздников собираются де­сятки и сотни тысяч паломников. Он побывал в Бодх-Гае - месте про­светления Будды, совершил путешест­вие в Мекку и Медину, к главным му­сульманским святыням. Об этих его странствиях повествует множество легенд, в которых трудно отделить вымысел от правды.

Существует, например, рассказ о том, как в Мекке сторож обнаружил Нанака спящим в мечети; к тому же он лёг ногами к мусульманской святыне Каабе. Растолкав его, сторож закри­чал: «Как смеешь ты спать, располо­жившись не головой к Богу, а нога­ми». Но Гуру Нанак спокойно сказал ему: «Добрый человек, тогда покажи мне ту сторону, где нет Бога», и му­сульманин не нашёлся, что ответить.

Реферат опубликован: 23/04/2009