Роль религии в культуре

Страница: 4/6

Для чего нужны нравственное совершенствование, высо­кая духовность? Ведь жизнь конечна, все тленно, все сотрет смерть. Может быть, в таком случае надо спешить и брать от жизни все, что можно? Однако богатство, слава, власть — все это относительно в жизни: сегодня — нищий, завтра — король, сегодня — враг, завтра — герой. К тому же потре­бительство неизбежно приводит личность к деградации, на­ступают разочарование в поставленных целях и душевная пустота. Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремит­ся к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, что он пришел, чтобы в корне изменить природный порядок существования, возвес­тил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активно приближать. Таким образом, читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это — сверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же время призывают его стремиться к идеалу.

Во-вторых, нравственного самосовершенствования са­мого по себе, без активного преобразования материально­го мира недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовной природы. Это направление человеческой, деятель­ности было глубоко осознано и развито русским религиозным мыслителем-утопистом Н. Ф. Федоровым (1828--1903) в его «Философии общего дела». Разработанный им про­ект «регуляции природы», сознательного управления эво­люцией предусматривал овладение силами природы, переустройство человеческого организма, а в итоге — дости­жение бессмертия и воскрешения предков. Свое учение Федоров назвал активным христианством, обнаружив в учении Христа «космический смысл» — призыв к активному преобразованию природного смертного мира в бессмертный, божественный тип бытия. Он пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественного, к сверхъестественному, т.е. восхождение к высшей природе. А пока нам, людям XX в., принявшим за Абсолют самого человека и пришедшим к нравственной, деградации, стоило бы подумать о необходимости стремления человека к высшему идеалу. Этому учит Нагорная проповедь — важный свод законов духовной жизни общества. Заповеди, изло­женные в ней, оказали огромное влияние на всю последу­ющую историю человечества, без них невозможна и наша цивилизация.

В IV в. христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную, цельность средневековой культуры, представляла собой вы­сшую истину, с которой соотносились культурные, ценнос­ти. По мере развития культуры мораль постепенно начина­ла оспаривать монополию религии на решение «вечных» проблем человеческого бытия. Ведь Бог мыслился однов­ременно не только как создатель всего «сущего», налично­го мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм. А это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога». Иначе как было объяснить наличие зла, раз Бог вершит только добро?

Но если отношения религии и политики, морали, искусства были обусловлены решением задач идеологического регулятивного порядка, то отношения религии и науки необходимо рассматривать в иной плоскости.

4. Религия и наука

Анализ взаимоотношения религии и науки должен осу­ществляться, очевидно, не в плане сопоставления высказы­ваний (истинных или ложных) о мире и человеческом бытии, а как элементов духовной культуры, которые обслу­живают различные объективно-исторические потребности общества. Наука в системе духовной культуры выполняет познавательную функцию. Поэтому ее следует рассматри­вать в нескольких аспектах.

Во-первых, наука предстает в качестве одной из форм общественного сознания, возникшей на определенном эта­пе человеческой истории. Назначение науки заключается в выработке обобщающего теоретического знания. В то время как религия основана на вере в сверхъестественное, наука создает систему достоверного знания, которое в силу своего внеличностного характера может быть исполь­зовано как во благо, так и во зло. Это и характеризует современную ситуацию, когда груз глобальных проблем человечества создает негативное отношение к науке на уровне общественного сознания. Создается обстановка, когда религия не только реализует свою идеологическую функцию в обществе, но и претендует на выполнение познавательной функции, выработку своей системы знаний. Иначе как можно расценить тот факт, что Ватикан, спустя 360 лет, реабилитировал подвергнутого суду инквизиции Г. Галилея?

Реферат опубликован: 17/07/2006