Роль религии в культуре

Страница: 2/6

Храм — это не только место богослужения, это — крепость, символ силы и независимости государства (горо­да), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области -- церковь св. Георгия в Старой Ладоге — была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Геор­гию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова — Троицкий собор — был символическим выражением сто­личных функций Пскова как независимой вечевой респуб­лики. Памятник утверждения Киевского государства, глав­ный христианский храм Киева Софийский собор был по­строен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстанов­ке, среди драгоценного убранства и художественных про­изведений мирового значения здесь происходили торже­ственные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь нахо­дилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружени­ями, имели большое культурное значение: в них воплоти­лась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что уси­ливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества — церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом ми­ровой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (кос­мология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и стра­дания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, по­дарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту — одну из наибо­лее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литера­туры (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Но­вый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законо­дательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэти­ческим и прозаическим лаврам — религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Сре­диземноморья — войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой куль­туры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художе­ственных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юриди­ческих установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана при­знаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священ­ные» книги — источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценно­стей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, правед­ников-князей. Христос еще не выступал в качестве литера­турного персонажа: слишком велики были священный тре­пет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толсто­го — Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впер­вые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенад­цать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, симво­лизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака — в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова — в «Плахе», у А. Домбровского — в «Факультете ненужных вещей».

Реферат опубликован: 17/07/2006