Религиозно-культурный конфликт в Риме

Страница: 4/29

Ф. Ф. Зелинский, профессор Санкт-Петербургского университета, «поляк по рождению, немец по образованию, эллин по культуре и поэт в душе», как написал о нем один из его друзей, предпринял уникальную в отечественной литературе об античности попытку — в серии очерков рассмотреть эволюцию античной религии. Для нашей темы наиболее важны два из них — «Древнегреческая религия»[10] и «Рим и его религия»[11]. В первом, среди прочего, рассматривается и культ Диониса, причем выявляются составляющие, народные земледельческие культы и оргиастические празднества восточного происхождения. Во втором очерке большое внимание уделено не столько римскому культу Либера, сколько обстоятельствам «дела о вакханалиях» и причинам гонения на поклонников Вакха в Риме.

Из работ современных авторов в первую очередь следует назвать фундаментальное исследование А. Ф. Лосева, посвященное проблемам формирования античной мифологии — «Античная мифология в ее историческом развитии»[12]. Оно посвящено обстоятельному исследованию культов Зевса Критского и Аполлона, причем в связи с мифологией Зевса рассматриваются и его любовные связи, в частности — история Загрея как первого воплощения Диониса. Работа А. Ф. Лосева выполнена на основании огромного количества источников, в ней учтены практически все тексты, где упоминается Дионис—Загрей. Автор считает, что культ Диониса проник в Грецию сравнительно поздно и имеет восточные корни.

Работа А. Меня «История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни» носит несколько иной характер, чем вся остальная литература, использованная в работе. Она написана духовным лицом и имеет вполне определенную, заранее заданную цель — показать, как человечество неотвратимо шло к победе христианства. В связи с этим все события духовной истории прошлого рассматриваются автором как подготовка к пришествию Мессии. Для нашей темы особенно интересны те главы тома его труда[13], где речь идет о дионисических мистериях и их распространении в Греции, а также характеристика римской религии в VI томе[14]. А. Меня отличает обширная эрудиция и хороший литературный стиль изложения, поэтому нарисованные им картины отличаются большой историко-психологической достоверностью. Вместе с тем нельзя не отметить некоторую предвзятость автора, которая проявляется в его обличениях распущенности языческих культов.

Очень подробно и ярко культ Диониса и годовой цикл связанных с ним праздников описаны в исследовании американского ученого-историка М. Нильссона, крупнейшего в XX в. исследователя античной религии[15]. Для нашей темы это исследование важно тем, что оно подробно рассматривает ту народную основу земледельческих культов, которая была общей и у греков, и у римлян.

Наряду с этими фундаментальными исследованиями была использована работа несколько иной направленности — книга Е. А. Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния»[16]. Она является первой в отечественной, а в значительной мере и в мировой науке, попыткой представить религию в качестве целостного психологического феномена. Автор развивает и обосновывает принципиально новый психологический подход к исследованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности и активно использует разработки представителей трансперсональной психологии (С. Грофф и его школа). Рассматриваются мистериальные культы древнего средиземноморья, сложнейшие формы психотехники. Отдельная глава, «Хлеб жизни и вино экстаза (Деметра и Дионис)», как раз затрагивает тему работы.

Вышеназванные книги касаются истории Древней Греции и использованы преимущественно в первой главе работы. Что касается истории Древнего Рима, то, как было сказано выше, материал о Риме содержится в гораздо меньшем объеме и представлен не в столь ярком виде. Но все же проблема вакханалий в Риме, «дело о вакханалиях», описание культа Либера (римского Диониса) раскрываются в ряде работ.

Наиболее интересными и полезными исследованиями оказались исследования Е. М. Штаерман — «Мораль и религия угнетенных классов римской империи»[17] и «Социальные основы религии Древнего Рима»[18]. Материал, содержащийся в обеих работах, позволяет с большей или меньшей долей вероятности связать характер культов, распространенных среди крестьянства (в частности, культ Либера), не только и не столько со степенью его культурной романизации, сколько со степенью его романизации социальной, т.е. большей или меньшей живучестью пережитков общинных отношений как до, так и после римского завоевания и соответственно с большей или меньшей степенью социальных противоречий.

Важное значение для темы работы имеет статья И. Л. Маяк, посвященная непосредственно запрещению вакханалий в Риме — это единственная специальная статья по нашей теме в отечественной литературе[19]. Характер вакхического культа в Риме и запрещение его привлекали внимание многих исследователей. На событиях 186 г. до н.э. историки останавливались как в общих, так и в специальных работах, начиная от Т. Моммзена и вплоть до настоящего времени. И. Л. Маяк в своей работе попыталась систематизировать некоторые исследования по данной теме и пришла к выводу, что существуют две основные проблемы, которые обычно находятся в центре внимания всех ученых, занимающихся изучением вакханалий: 1) характер источников, содержащих изложение событий 186 г. до н.э.; 2) причина запрещения культа. Однако И. Л. Маяк, как и Е. М. Штаерман, к сожалению, рассматривают все дело о вакханалиях исключительно в контексте социальной истории, лишь мимоходом затрагивая его культурный смысл.

Реферат опубликован: 15/04/2007