Религиозно-культурный конфликт в Риме

Страница: 25/29

Е.А.Торчинов в своей работе, опираясь на труд М. Элиаде «Шаманизм», указывает на наличие шаманистического элемента в античной религии и предполагает, что без его учета любое описание древнегреческой религии и любой ее анализ будут неполными и фрагментарными. К элементам шаманизма, по мнению автора, в античной религии как раз можно отнести экстаз вакханалий, и идею энтузиазма как одержимости божеством, и связанную с ней практику оракулов и некромантов. Однако эти моменты являются универсальными, присутствующими в большинстве архаических и древних культур, а потому не специфически античными. Кроме того, вакхический экстаз структурно серьезно отличается от шаманского и приближается к экстатизму ближневосточных культов.

Этот экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали у греков иллюзию внутреннего единения с божеством и тем уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Бог становился имманентен человеку. Поэтому мифология Диониса, выдвигая человеческую самодеятельность, лишала ее мифологической направленности. В результате этого возникшая из культа Диониса трагедия использовала мифологию в качестве подсобного (художественного) приема, а возникшая из культа Диониса комедия прямо приводила к изничтожению древних богов, к полному попиранию прежних представлений. И у Еврипида, и у Аристофана мифологические персонажи сами свидетельствуют о своей пустоте и бессмысленности, и поэтому мифология здесь приходит к настоящему самоотрицанию.

То же самое касается и Рима. Как ни стремилось римское общество хранить себя от всего инородного, оно не застыло в абсолютной замкнутости. «Охранительную» тенденцию постепенно стала уравновешивать открытость к влияниям, которые насыщали латинство все новыми и новыми элементами. В античности важнейшим из этих элементов был этрусский. Находясь в тесных отношениях с греками, этруски переняли от них и культ Олимпийцев. Начиная с III в. до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, однако при этом римский сенат принимал всевозможные меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость.

Знаменитое «дело о вакханалиях» как нельзя лучше вскрывает то чуждое и пугающее римлян, те неприемлемые для традиционной римской культуры моменты, которые были в греческом празднике вакханалий. В нем с выразительной полнотой воплотился тот конфликт, который был описан еще Еврипидом в «Вакханках» — конфликт между возмущенным неблагопристойностью человеческим рассудком и человеческим же стремлением приобщиться к необычному. Как видно из всех подробностей происшедших событий, по мнению римлян, условием сохранения «добрых нравов», нравов предков, был государственный контроль над религией, а вакханты стояли вне этого контроля. Таким образом,

Главной причиной расправы с ними (как позже с христианами) был не столько эротизм их культа, сколько его самовольность, невписываемость в официальную религиозную систему. Таким образом, отношение сената к мистериям Диониса и их участникам выражает самую суть чрезвычайно важного для понимания античной культуры различия в восприятии божественного у двух великих народов античности — греков и римлян.

Библиография

Источники

1. Августин Аврелий. О Граде Божьем. Киев, 1907.

2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Изд. подг. В. Г. Борухович. М., 1993.

3. Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. Г. Церетели // Александрийская поэзия. М., 1972.

4. Арриан. Индия // Вестник древней истории. 1940. №2.

5. Варрон. О сельском хозяйстве / Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1964.

6. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского и С. Ошерова. М., 1979.

7. Гесиод. Теогония / Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1999.

8. Гигин. Астрономия / Пер. А. И. Рубана.СПб., 1997.

9. Гигин. Мифы / Пер. Д. Торшилова.СПб, 2000.

10. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. М., 1980.

11. Гомеровские гимны / Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1999.

12. Гораций. Послания // Гораций Флакк. Полное собрание сочинений / Под ред. Ф. Петровского. М.; Л., 1936.

13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Мифология. М., 1999.

14. Еврипид. Вакханки / Пер. И. Анненского // Еврипид. Трагедии. СПб., 1999.

15. Катон. О земледелии /. М.; Л., 1950.

16. Колумелла. О сельском хозяйстве / Пер. М. Е. Сергеенко // Ученые земледельцы древней Италии. М., 1970.

17. Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1979.

18. Овидий. Фасты / Пер. С. Шервинского // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973.

Реферат опубликован: 15/04/2007