Религиеведение

Страница: 5/12

4.2.Кальвинизм.

На втором месте по численности приверженцев после лютеранства остается как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин ( 1509 - 1564 гг. ) - один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города ( 1541 г. ) , добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма - кальвинизм - выражала требования "самой смелой части тогдашней буржуазии " ( Ф.Энгельс ). Основы кальвинизма - учение о божественном предопределении одних людей к "спасению"и других к "осуждению". Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж.Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета ( 1553 г. ). Основное произведение Ж.Кальвина - "Наставление в христианской вере " ( 1536 г. ).

Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил "к спасению", т.е. к рабскому блаженству, а других к "погибели" - мукам ада. Он разъяснял : если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления : реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Конгрегационализм ( от лат. - "соединение" ) сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационамисты полностью первоначально отвергали иерархию.

Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке.

Конгрегационамисты ведут активную проповедническую и миссионерную деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационамизма Информационный конгрегационамистический собор.

Подобное учение, т.е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом:"молись и работай!" Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь.Вскоре они получили прозвище "пуритан"(от лат. "purus"- чистый) - ревнителей чистой жизни.

Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги,снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина.

Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С 9 часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если кто-то дерзал оспаривать учение Ж.Кальвина его постигала кара и даже смерть. Он также выдвигал и политические идеи, говоря, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, разъясняя,что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха, и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в ХVI в. в Голландии, а в ХVII в. в Англии выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма.

4.3. Англиканство.

Реферат опубликован: 10/08/2009