Начало христианства в Армении

Страница: 2/9

Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелевшей дочерью своей, и со множеством вельмож, и великом числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение.

При виде сего идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезло, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Албане (Албанополисе, от которого вся область называлась Албаниею [5,139 с.]) распял его на кресте вниз головой. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Бывшие при кончине (71 г. по Р.Хр.) святого апостола верующие, сняв со креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе. [6,208 – 209 с.]

Оба апостола Фаддея проповедовали также в Армении. Сперва прибыл сюда Фаддей от семидесяти к эдесскому владельцу Авгарю, управлявшему Армениею. [5,139 c.] Но прежде чем описать подвиги этих славных апостолов Христовых, чтобы представить величие их трудов, необходимо окунуться в обозрение политической и гражданской истории армянского народа.

Заря выры христианской блеснула в пределах Армении в царствование Авгаря, сына Аршама, названного Авак-аир, то есть: муж первенствующий или почётный. По словам армянских историков, ему присвоено это наименование за кроткие душевные качества и за превосходное благоразумие. По приказанию Октавия, вступившего на престол римской державы под именем Августа, в пределах вселенной, подчинённой Риму, производилась поголовная перепись для разделения дани. Тогда был второй год Авгарова царствования. Римские численники прибыли в Армению с лице-изображением Августа, и расставили его в храмах.

Около сего времени родился Искупитель мира.

Увлекаясь гордыней, и Ирод требовал, чтобы его истукан был подле истукана Римского императора. Авгарь воспротивился: загорелась война. Страдая на одре болезненном, Ирод поручил свои полки своему племяннику Иосифу. Противники встретились в Месопотамии, в области Бугнанской. Иосиф пал на месте сражения жертвою тщеславия своего дяди и тестя: ибо дочь Ирода, Ферора, была за ним в супружестве. Вскоре умер и Ирод. Сын его Архелай, по назначению принял в управление Иудею.

Умер и Август в пятнадцатом году после Р. Хр. Авгарь отправил в Рим послов к Тиверию. Но уже в Риме возникло негодование против Августа за войну с Иродом.

Оправдывая наименование мужа почётного, то есть опытного и осторожного, и, желая возвратить Армении древнюю её независимость, Авгарь построил город или крепость Эдессу в пределах Месопотамии (Однако здесь мы находим некоторое несоответствие: Л. Дюшен утверждает, что Эдесса уже к концу II в до Р. Хр. сделался столицей государства [11,302 с.]), в близи реки Евфрат. Полагали, что новый город будет оплотом войскам армянским. А потому Авгарь из Нисибина перенёс в новую столицу главные кумиры, книгохранилище и находившуюся в стенах храмов царственную летопись.

Одушевлённый мыслью противостоять Риму, Авгарь поручил правление своему племяннику Санатруку, а сам, по словам одних историков, отправился, чтобы союзника своего царя персидского, преклонить к единодушию с ним в востанию против Рима. [4,232-234 с.] Между тем Авгарь подвергся тяжкой болезни –проказы. До Авгаря достиг слух о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, как словом Своим врачует проказу и всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Иисуса Христа; столь велика была у него любовь ко Христу, внушённая верою по слуху. В своём послании Авгарь исповедует Спасителя следующими словами: - « …Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий…».

Реферат опубликован: 29/01/2009