Ламаизм

Страница: 7/10

Постепенная ламаизация культа обо приводила к тому, что в число имен хозяев каждого из них наряду с доламаистскими демонами включались и имена буддийско-ламаистских божеств, начиная с самого Шакья-Муни и Майтрейи (Майдари в тибетско-монгольском варианте) вплоть до Авалокитешвары и рядовых докшитов — охрани­телей жилища.

Простая куча камней была для ламаизма слиш­ком примитивным символом святости. Религия, распо­лагавшая архитектурно-изысканными монастырями-дацанами и храмами, должна была и в данном случае прибегнуть к более сложным формам культового ин­струментария и культовых сооружений. Результатом этого было появление двухслойных обо: внизу это куча камней, а над ней надстроена кумирня или буд­дийская часовня. Такие комбинированные святилища чрезвычайно многочисленны в странах распростране­ния ламаизма, а культ, связанный с ними, занял у ламаистов по распространенности первое место среди внедацанских обрядов.

Ламаизм унаследовал доламаистские обряды, свя­занные с обо, в частности наряду с эпизодическими, случайными жертвоприношениями и заклинаниями периодические службы. Ламаистский обряд служения обо заключается в следующем: лама читает некоторые тексты по служебнику, потом начинается своего рода «крестный ход» вокруг обо, в течение которого участ­ники брызжут в воздух молоко, чай, водку, оставшееся выпивают сами. Адресат жертвоприношений, указы­ваемый ламой, ведущим обряд, включает в себя имена как ламаистских божеств, так и доламаистских демо­нов. Тексты же молитв и гимнов, возносимых первым, нередко буквально повторяют шаманские заклинания и выкрики, адресованные демону данной местности.

В семейном быту ламаистов занимает немалое мес­то культ докшитов — богов-охранителей. С распро­странением ламаизма он вступил в своего рода борьбу с бытовавшим ранее культом онгонов — демонов до-ламаистского пантеона. Дело кончилось миром: почи­тают и тех и других.

3.6.Фетиши.

Верующий ламаист носит на шее оберег от козней злых демонов. Это либо кусок бумаги или материи, обшитый кожей, с начертанными на нем заклинаниями, либо находящаяся в маленьком футлярчике статуэтка Будды. Новорожденному этот оберег надевается на шею, руки и ноги. Аналоги мы знаем в христианстве- нательные крестики или иконки, и в иудаизме — наде­ваемые на голову и на левую руку ящички с текстом «Слушай, Израиль» (тефилим). Правда, в последнем случае этот своеобразный фетиш надевается только на время молитвы.

3.7.Помощь ламы.

В трудных случаях жизни ламаист обращается к ламе, исполняющему обязанности астролога, за тем, чтобы тот, ознакомившись с положением небесных све­тил и посоветовавшись с соответствующими дружест­венными демонами, дал указания, как «правильно» поступить и заодно какие магические обряды надо совершить, чтобы предотвратить возможные неприят­ности. Эти обряды совершит сам лама за соответствующую, конечно, мзду.

Особенно часто ламаист обращается за магической помощью к ламе в случаях болезни или вообще тяже­лого физического состояния. Вступают в дело обычные шаманистские приемы информации от дружествен­ных демонов о причине болезни, после установления таковой начинается магическое же врачевание. Ши­роко распространен предрассудок, по которому лама­истское врачевание сближается или даже прямо отож­дествляется с так называемой тибетской медициной. Вероятно, в том, что именуется этим названием, есть какие-то элементы стихийного опыта народных масс, но их никак нельзя смешивать с шаманско-ламаистскими понятиями о причинах болезней и методах их лечения.

3.8.Смерть и погребение.

Представляет известный интерес и совокупность обрядов, связанных в ламаизме со смертью и погребе­нием. Эти обряды выглядят в глазах буддиста особен­но важными, так как смерть, с его точки зрения, есть не конец существования человека, а реализация про­цесса перехода в новое существование. И хотя харак­тер этого перерождения заранее определен тем, как покойник провел свою жизнь, все же точное исполне­ние всех предписаний может ему с точки зрения ла­маизма облегчить переход в новое существование, а может быть, даже в какой-то мере повлиять на харак­тер последнего.

Прежде всего важно обеспечить душе умершего наилучшие условия ее выхода из тела. Надо, чтобы она вышла через макушку, а не через какое-нибудь дру­гое место, например через ноги или задний проход. Чтобы осуществить это, лама, распоряжающийся об­рядом, смазывает макушку трупа особым составом — именно через смазанное место и будет выходить душа. После этого надо узнать у ламы-астролога, какие в данном случае надо соблюсти условия: число и поря­док погребальных хуралов, каким образом выносить тело, кто из лам и близких покойника должен участво­вать и в какой роли в обряде погребения.

Реферат опубликован: 25/06/2006