Круглый год

Страница: 4/14

21 апреля. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды (апостол Иродион). На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая - ненастье и плохое лето.

24 апреля. Антип-половод, водопол. Священномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней, и в особенности утешителем зубной боли. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле. И бодрили себя пословицами: «Кто ленив с сохой, тому весь год плохой», «Клад не ищи, а землю паши – и найдешь».

28 апреля. Пуд (апостол). На святого Пуда доставай пчел из-под спуда. У кого медок и маслице – у того праздничек.

29 апреля. Ирина-рассадница (мученица). В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках.

30 апреля. Зосима-пчельник (преподобный Зосима Соловецкий). На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уродятся, а если нет – вишен не будет. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, на которую выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. После этого у ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:

«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи .»

А открыв летки, произносили:

«Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась».

Здесь надо заметить, что крестьянин никакую работу не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний.

МАЙ

ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ .

(ТРАВНИК, ТРАВЕНЬ)

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили: « В рубахе пахать, в шубе сеять». Обычно холода возвращаются, когда цветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

Май холодный – год хлебородный. Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю. Когда береза лист распустит перед ольхой – лето будет сухое, а если ольха перед березой – мокрое. Мокрый май – будет каша и каравай.

1 мая. Кузьма (святитель Косма). Сей морковь и свеклу на Кузьму. В воронежских селах примечали: рыба плотва обыкновенно мечет икру именно в эту пору. Если она остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять хлеба раньше, а если остается вместе неделю и больше, то позже.

3 мая. Федор (преподобный Феодор). « На Федора покойники тоскуют по земле», говорили в старину. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были «плачи» на могилах.

5 мая. Лука (преподобный). На Луку высаживают на грядки лук. Утверждали: «Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук», «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит», « Лук да баня все правят». А про мелкие печали или ничтожные огорчения, не заслуживающие слез, говорили: горе луковое.

6 мая. Георгий Победоносец (великомученик), Егорьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый. На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря). На Егорья мороз – будет просо и овес. На Егорья мороз – гречи хороши. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья дождь – скоту легкий год, гречи нерод.

К Егорьеву дню на всей территории России приурочивали первый выгон скота в поле. Крестьяне воспринимали это как большой праздник и обставляли его различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. При этом скотину полагалось выгонять в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье. Выгоняя, приговаривали: « Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее! « День этот считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.

Реферат опубликован: 28/01/2007