История православия на Руси

Страница: 7/8

По словам историка Я.Н.Щапова:"распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения" (Я.Н.Щапов "Церковь в древней Руси", политиздат 1989г.). Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (В.Н.Татищев, "Исто­рия Российская", Москва 1962г.),который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты:метрополит Илларион Киевский приз­навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:"Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его ре­лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион­ного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох­ранилась легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор­сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята крестил мечем, а Добрыня - огнем".

Христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест,христианство распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в 992 г. князь Владимир с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере­вянную церковь Богородицы.

Вскоре после официального христианства на Руси была создана первоначальная организация Русской православной церкви в форме мет­рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафед­ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме метрополита из Царьграда бы­ли присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни­ков из Корсуля и Анна привезла с собой своих священников. Но всего этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве и других местах, есть известие о том, что священослужители были призваны из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число русских священников, а это не могло произойти иначе,чем через специ­альное обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод­ного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали учиться к священникам при церквях.

Из летописи можно узнать так же и о том, какое сильное влияние духовенство стало иметь на общественный строй. Владимир советовался с епископами не только о том какими средствами ускорить распростра­нение христианства, но и о том, как наказывать преступников, вместе со старцами епископы предлагают князю куда употреблять виры - и он соглашается с ними.

Параллельно с этими событиями идет формирование церковной орга­низации. Время учреждения Киевской митрополии определяется косвенным путем, поскольку об этом говорят, главным образом, иностранные ис­точники. Можно предположить, что она была основана между 995/997 г.г.Вероятно, Софийский собор первоначально был деревянным, а в 1037

- начале 1940-х годов был построен храм, который сохранялся до сих пор.

Церковное управление на местах, в важных политических и адми­нистративных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными метро­политу.

Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время христианизации и включения в орбиту церковной власти основной терри­тории государства, населенной древнерусской народностью. Все еписко­пии были созданы в важнейших центрах феодализирующегося государства.

Список литературы

1.С.М.Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.

2.В.Ключевский, 2Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г.

3.Н.М.Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г.

4.Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "По­литиздат", 1989 г.

5.В.Н.Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г.

6.О.М.Ранов, "О дате принятия христианства князем Влалимиром и киевлянами",

Реферат опубликован: 9/09/2009