История православия на Руси

Страница: 3/8

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной сторо­ны: при господстве физической силы человек слабый был существом са­мым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточный славян поразительно сходна с первона­чальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физичес­ким божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего ан­тропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") .

Мы видим, что к концу IX века область России вследствие природ­ного влияния разделилась главным образом на две части: племена,жив­шие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племе­ни, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-за­паде, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводи­телям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862

года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгна­ли последних за море.

При изображении нравов и обычаев славян, замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на что указывает летопи­сец: "как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого уста­ва".

Итак, русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особого быта, призы­вают князя из чуждого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, сосредотачивает силы северных племен, используется этими силами для сосредоточения остальных племен Сред­ней и Южной России. До нашего начального летописца дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух лет от призвания младшие братья - Синеус и Трувор умерли, и всю власть принял один старший Рюрик; эта власть простиралась уже на кривичей Западнодвинских, то есть полочан на юге на мерю и мурому на Северо-Востоке.

В этой главе я постарался собрать одни из оставшихся моментов начала Русской истории. Безусловно, события предшествовавшие периоду Христианизации имеют большое значение для раскрытия его сути.

Глава II

Итак, продолжая мысль I главы, следует сказать о том, что Сла­вяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии все усиливающегося об­щественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный союз распался на составлявшие его части (племена), племена разложи­лись на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семей­ные хозяйства, какими эти славяне стали жить днепровском новоселье. Но здесь под действием новых условий завязался среди них обратный процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный к действию свойствами страны и высшими обстоятельствами. Южные реки и равнины и наложенное со стороны иго втянуло восточных славян в оживленную внешнюю торгов­лю. Эта торговля втянула разбросанные одинокие дворы в сельские тор­говые средоточия, погосты, потом в большие торговые города с их об­ластями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали новый ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных скла­дочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями; некоторые их этих областей сделались варяжскими княжест­вами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь эконо­мических и политических фактов в нашей истории: ."экономические ин­тересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы" - сказал В.Ключевский (В.Ключевский "Курс Русской истории", т.1,1937,ГСЭИ).

Итак, первой династией "русских" князей на Руси были Рюрикови­чи. Обратимся к истории этого рода.

До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на мно­гие народы:на кривичей, т.е. полочан на юге, на мерю и мурому. О войнах есть известия, что призванные князья начали воевать повсюду. Судя по тем правительственным мерам, которые проводил Рюрик, можно судить о том, что именно с него началась важная деятельность русских князей - построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохра­нилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу пришел к Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут княжить. Это место летописи прямо показывает, что собственный Новго­род был основан Рюриком; и так как он остался жить и после него здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объяс­няется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни на­зывался (С.М.Соловьев,Сочинения, кн.1, Мысль,1988).

Реферат опубликован: 9/09/2009