Ислам. Истоки, возникновение, основные черты

Страница: 7/9

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто ре­лигиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них сту­денты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопро­сы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономи­ческой силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Сред­ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими ре­лигиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусуль­манские верования очень часто переплетаются с древними, домусульмански­ми. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христи­анством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде хрис­тианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе боль­шинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусуль­манского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной побе­ды одной религии над другой.

Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа види­мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным мас­сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодаль­ный быт.

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важ­ным переломным моментом в эволюции Ислама.

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му­сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шари­атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осущест­вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафист­кого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматри­ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по пово­ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах бан­ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что бан­ковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва спо­собствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интереса­ми национальной буржуазии.

Реферат опубликован: 18/04/2009