Ислам. Истоки, возникновение, основные черты

Страница: 5/9

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганис­тана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последова­тельно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную ди­настию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусуль­манских религиознофилософских систем Азии и из местных народных верова­ний.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демокра­тическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Ара­вии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мис­тицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых похо­дов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца).

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его призна­ют законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедли­вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали неко­торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в хали­фате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "не­сотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальней­шем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основа­телей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отста­лого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распростра­нившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали бо­лее свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское те­чение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - прояв­ление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморф­ного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали осо­бое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистичес­кое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманс­ких фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, оби­рающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов.

Реферат опубликован: 18/04/2009