Возникновение Буддизма

Страница: 3/4

"Появление буддизма на исторической арене, - пишет

К.К.Жоль, - совпадает по времени со значительными изме­нениями в социально - политической и экономической жиз­ни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшат­рии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят су­щественные сдвиги в области экономики, политики, вылив­шиеся в конечном итоге в образование одной из могущест­венных империй в древней Индии - империи Магадхи, осно­вателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современ­ного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значитель­ные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах со­циального взаимодействия и в новой идеологии".

Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием . разложения феодальных отношений и уста­новления господства торгового капитала (!).

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к круп­ному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая "первая благородная истина" буддизма - ут­верждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все болнн глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жесто­кая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тор­мозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех лю­дей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, а человека вообще , абстрактного человека. Взамен множества обря­дов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для лю­бого человека независимо от его националоной или соци­альной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превр­ащения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманиз­мом, но и с др. религиозными и религиозно - филисофски­ми системами древней Индии. Анализ этих связей показы­вает, что появление буддизма было обусловлено и объек­тивными социальными процессами, подготовленно идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего бо­жественной мудрости существа, как это утверждают буд­дисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и ме­ханическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри - Лан­ка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипита­ка") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. пр

Реферат опубликован: 22/04/2006