Возникновение Буддизма

Страница: 2/4

Современная наука не дает однозначного ответа на воп­рос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его еди­ноличным "основателем буддизма", нет оснований. "Совре­менное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г.Ф.Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероуче­ния - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буд­дийской монашеской общины (или один из первых ее осно­вателей), проповедник, взгляды и практическая деятель­ность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реаль­но".

Задолго до возникновения буддизма Индия имела ориги­нальные религиозные учения, культуры и традиции. Слож­ные общественные отношения и высокая городская культу­ра, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии энохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысяче­летии начали складываться те важные религиозные тради­ции, которые к началу 1 тысячелетия получили литератур­ное оформление, именуемое в истории индийского миро­воззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ве­дийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все су­ществующее живое связано между собой во времени посто­янными переходами из одного телесного состояния в дру­гое (переселение душ или перевоплощение), учение о кар­ме, как о силе , определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты мно­гие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных , большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социаль­ная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнива­ла поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн мно­гие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонисти­ческих противоречий в индийской общине, сохранение зна­чительных элементов племенной раздроблености и исключи­тельности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во све более резко выраженное противоречие с тами крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной воз­никновения буддизма.

В 6-5 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовла­дельческое хозяйство, использовать труд рабов более ра­ционально. Законодательные меры, несколько ограничиваю­щие произвол хозяина по отнешению к рабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединения ее империей Маурья. "Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты соци­альной стуктуры, сословно - кастовой организации, важ­нейшие институты древнеиндийского общества и госу­дарства. Получил развитие ряд религиозно - филососких течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектанского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий.

Реферат опубликован: 22/04/2006