Ветхий завет

Страница: 12/20

«Слово против язычников» - о познании Бога через творения, платонические влияния. «Слово о воплощении» (317-319 гг.). Экзегетические труды почти не сохранились кр. Псалмов, Матфея и Луки. Псалмы совмещают закон и пророков, написаны о каждом из нас.

Догматически-полемические произведения во II изгнании (356-362). Три слова против ариан: 1 - разбор рациональных и экзегетических доводов ариан, выдержки из «Фалии»; 2 - толкование Притч. 8: 22 (Созда мя в начале путей соих) - основн. Аргумент ариан; 3 - смысл «единосущия и уничижительных мест. 4 послания к Серапиону Тмуитскому о Божестве и единосущии Св. Духа Множество апологий (против ариан, к Констанцию, о бегстве при нападении Сирана) и историко-полемических сочинений (история ариан к монахам, о постановлениях Никейского собора, О Дионисии Александрийском, о соборах в Аримине и Селевкии - история противоникейской борьбы). Послания Алекс. Соборов: Свиток к Антиохийцам(362), Письмо к африканским епископам (369), окружные послания. Пасхальные письма, сохранились в сирийском переводе. Здесь содержится (39-е послание, 367) перечень книг Св. Писания.

25. Экзегетические труды св. Афанасия Вел, троическое богословие.

Экзегеза - Беседа на Мф. 11, 27 (Все мне предано суть .). К Маркелиану о толковании псалмов. Творения «Толкования псалмов», «О надписании псалмов», на Иова, Песнь п, МФ, ЛК, 1Кор. Отрывочные толкования. Уничижительные места и славные - 2 природы.

Опровержение арианских доводов. Единосущие = действенность спасения. Учение о простоте и полноте Бога внутри Себя - Образ Отца присутствует в Боге. Рождение сущности и из сущности - необходимость божест природы, кот неизменна. Но это не принуждение, противное воле, так же как и благ Он по природе, без волевого акта. Бог всегда Троица, Она никогда не возникала, Отец «всегда Отец Сына». Подобие, равенство и одинаковость - слишком бледные термины. Абс личностное различие и природное единство.

Отличие от пребывания в святых и пребывания в Своем теле, теле Бога, у Которого слюна божественна. Божество непосредственно распространяется на все человечество через крещение. Мы становимся «друзьями Духа». В миропомазании мы «напоеваемые Духом, пьем Христа». «Дух, как помазание, есть дыхание» Сына, и в нем «Слово прославляет тварь, обожая и всыновляя, приводит к Отцу», . «причастники Б. естества». Вселение Слова есть стяжание Духа. Крещение во имя св. Троицы, а если только во имя Отца, то не действенно. Арианское крещение во Творца и тварь, не смотря на правильные формулы, мнимо. Действие Бога едино: кого крещает Отец, того и Сын, тот святится Духом Святым.

26. Христологические аспекты богословия св. Афанасия, учение о таинствах, пневматология.

Тринитарный вопрос - вопрос христологический и сотериологический. Воссоединение чел. природы с Богом, обожение возможно только если Христос - Бог. Учение о двойственности тварного бытия: Бытие только в Боге, жизнь твари только через причастие Слову, кот есть хранитель мира посредством Своих энергий. Он невидим по естеству, но познаваем из дел. Слово проникает везде и все наполняет ведением о Боге. На каждом произведении есть отпечаток Слова + изменяемая природа. Слово пребывает в мире как в теле. Чек - творение природы из ничего и усыновление через Сына в Св. Духе, дыхание - сообщение подобия, одухотворение. Адам это утратил, предавшись «рассмотрению себя». Толчея страстей заслоняет зеркало Божие. Обновление через воплощение, изгнание смерти и тления. Прощение возможно, но чек стал бы опять на уровне Адама с благодатью из вне. Сейчас положение несравнимо выше, т.к. Слово стало плотью. Поэтому Слово сообщает благодать чел природе, кот теперь присуща нам неотъемлемо.

Тело Христа без немощи и тления, естественные немощи Ему были присущи по попущению, а не по необходимости. Умереть Он не мог. Тело - проводник Его силы. Необходимо было принять и смерть, чтобы воскреснуть и воскресить. Учение об искуплении = о воскрешении.

Сын по преимуществу Творец и устроитель мира., через Него творит Отец, но Его рождение не связано с творением мира. Нет причины чтобы Сыну быть Рождением и Премудростью. Богу не нужен Посредник, Он Сам в состоянии все сотворить одним мановением. Сын не для Откровения, но Откр в Нем и через Него и Им в Духе. Афанасий I ясно исповедал Божество Духа. Троица тождественна Себе (подобна), нераздельна. Если Дух - тварь, то нет Троицы. Мы причастники Духа-Бога. «Если Дух творит богами, то нет сомнения. Что естество Его есть естество Божие». Он не рожден, но изведен, предвечно исходит от Отца. И Сын есть только Сын, не рожденный чтобы стать Отцом. Дух не рождается и потому Он не брат Сына. Он соединяет тварь со Словом и через Него подается «Отчее дарование».

Реферат опубликован: 8/11/2007