Буддизм и его распространение в мире

Страница: 12/15

Пантеон монгольского шамаизма сильно отличается от тибетского: во-первых, за счет древних монгольских богов, принятых в число буддийских; во-вторых, представления о собственно буддийских богах имеют мало общего с каноническими буддийскими представлениями.

БЕЛЫЙ СТАРЕЦ - ПОКРОВИТЕЛЬ ПЛОДОРОДИЯ

Одно из самых популярных мест в пантеоне монгольского ламаизма занимает Белый Старец (Цагаан-Эбугэн) - хозяин всей земли, лесов, гор, вод, повелитель зверей и птиц. Его образ восходит к мифам о боге - супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках ( прикосновение этого посоха даёт долгую жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом ( и пещера ,и персик - символы женского начала); его окружают пары животных и птиц ( Белый Старец покровительствует размножению). С включением Белого Старца в буддийский пантеон о нем стали говорить как о полуисторическом святом отшельнике, проповеди которого слушал с уважением сам Будда. В небе над пещерой Белого Старца часто изображают дхьяни -будду Амитабху.

ВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО МИРА

Образ индийского бога мёртвых Ямы в Монголии был полностью вытеснен образом Эрлика. В добуддийских мифах Эрлик - хитрый и злобный бог, один из творцов мира, создающий преимущественно всё дурное, что окружает человека. Он - глава злых божеств, владыка подземного мира, похититель человеческих душ. С приходом Эрлик из бога, злого ко всем , превращается в жестокого, но справедливого судью загробного мира, получает титул Номун-хана - Владыки Закона. Одновременно Эрлик из главы злых духов становится предводителем дхармапал, возглавляя их шествие во время грандиозной церемонии цам.

ОБРЯДЫ

В течение года буддисты отмечают пять основных праздников, называемых Великими хуралами. Первый - Цагалган, праздник Нового года, - длится 16 дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные амулеты.

Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот день тысячи светильников зажигаются в память о Великом учителе. Третий праздник посвящен учению калачакры. Четвертый - Весак, день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни. Это один из самых торжественных праздников, совпадающий с началом весны, поэтому алтари утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни Учителя, Великие ламы наставляют верующих в Учении.

Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (по-бурятски он называется Майдари-хурал). Тысячи буддистов приезжают в монастыри, чтобы принять участие в процессии, изображающей грядущий приход Майтрейи. Из специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят золотую статую бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут ее вокруг монастыря. Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в надежде, что это принесет счастье. Процессия движется под звуки барабанов и труб. Некоторые из труб так велики, что их невозможно удержать в руках, поэтому их несут два монаха - один трубит, а другой держит трубу на плече. Все Великие хуралы сопровождаются торжественными песнопениями в храмах.

Кроме Великих хуралов не реже одного раза в месяц проводятся Малые, собирающие, подобно Великим, всех монахов и множество верующих. Хуралом называется также ежедневное богослужение, проводимое в храме несколькими или даже одним ламой. Во время любого хурала ламы читают нараспев текст той из священных книг, которую надлежит читать в этот день. Чтение сопровождается ритуальными жестами, звоном колокольчиков, ритмичными ударами в барабан и литавры, звуками больших и малых труб.

Перед каждым ламой стоит столик, покрытый пестрой тканью, - на нем лежат книга и ритуальные предметы. Лама сидит на скамье, на подушках (облоках); чем выше звание монаха, тем выше его скамья и тем больше на ней облоков. Скамьи лам тянутся несколькими рядами вдоль храма, так что ламы сидят боком к алтарю.

В центре под балдахином восседает спиной к алтарю глава монастыря, за ним блещет золотом огромная статуя Будды или Цзонхавы, по бокам в один или несколько ярусов стоят статуи других богов, за их спинами висят иконы-танки или же стоят скульптуры тысячи будд нашего мирового периода. Стены многих храмов покрыты фресками. Фрески, как правило, изображают жизненный путь будды и его учеников. Перед алтарем расставлены подношения богам - семь чашечек с водой, блюда с жертвенным рисом, пирамиды, сооруженные из раскрашенного теста; клубится дым многочисленных благовоний. Боковые части храмов посвящены дхармапалам, у входа - образы локапал (хранителей сторон света). Входя в храм, верующие трижды простираются на полу в знак своего преклонения перед Буддой, Учением и Общиной или же просто подносят молитвенно сложенные руки ко лбу, рту и груди, очищая тем самым мысль, речь и тело.

Реферат опубликован: 19/07/2008