Буддизм и его распространение в мире

Страница: 10/15

Спустя всего шесть лет после воцарения Ланг-дармы ненависть к нему так возросла, что царь был убит. В последующие столетия в монастырях Тибета сформировалось несколько школ, которые теперь называются “красношапочными”(по цвету головного убора монахов). Кроме уже названных ньингмапы и кагъюпы к ним относится и школа сакьяпа. В этих школах господствует идеал “прямого пути”, ваджраяны: практикующему надлежит отрешиться от всего мирского, добровольно подвергнуть себя заточению в горной пещере, где и проводить все время в медитациях, в созерцании йидама. Поскольку все вещи по своей природе “пусты”, хороши или плохи только в зависимости от нашего сознания, то в принципе все равно, поднести ли божеству воду в золотой чаше или кровь в чаше из черепа, благовония или нечто дурно пахнущее. Но “красные” секты предпочитают второе, ибо внешняя красота подношений усиливает привязанность к миру, внешняя же их безобразность отвращает помыслы от мира и устремляет к Просветлению, Описанный выше ритуал чод (принесение своего тела в жертву духам) особенно практикуется именно в “красных” сектах.

Доктрина “прямого пути “дает возможность достичь Просветления в нынешней жизни. Самым ярким примером служит личность великого отшельника и поэта Миларепы (1052-1135). В молодости он убил из мести несколько десятков человек, обрушив на них бонские чары, но затем стал буддийским монахом. Миларепа проводил зимы в пещерах, ничем не обогреваясь, многие месяцы жил почти без еды, постигая истину. Свои духовные переживания он изливал в прекрасной поэтической форме.

Однако нередко простые монахи прикрывали доктриной “прямого пути” собственную распущенность, и потому возникла необходимость ограничить чрезмерное увлечение магией, восстановить монашескую дисциплину. Эти реформы провел в середине XI в. великий философ Атиша (982-1054). Атишу считали воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри, верили, что ему покровительствует Белая Тара. В созданной им секте кадампа воскрешались обычаи ранней общины, простота жизни (Атиша не допускал в монастырях частной собственности) и суровая дисциплина. Цвет одежды монахов был желтым, как когда-то у учеников Будды.

С Атишей пришла в Тибет из Индии философская система калачакра (“колесо времени”), объединяющая в себе сокровенное мистическое учение и астрологию (именно к калачакре относятся 12-летний и 60-летний циклы восточного календаря).

Учение калачакры также предлагает ответ на вопрос о природе времени, давая представление о мировых периодах (кальпах) и их этапах - разрушении предшествующего мира; “пустоте”(таком существовании вселенной, где нет ничего проявленного); основании нового мира и, наконец, о завершающем этапе - когда в мир приходят будды. Эта картина круговорота времени отражается и в малых временных циклах, и в жизни человека.

Считается, что учение калачакры было изложено Буддой царю легендарной страны Шамболы Сучандре, и из этой страны спустя полторы тысячи лет оно пришло к людям

РЕФОРМЫ ЦЗОНХАВЫ

Религиозные реформы Атиши были продолжены Цзонхавой (1357-1419), крупнейшим деятелем тибетского буддизма, называемым тибетцами - его последователями - “третьим Буддой” и “Великой Драгоценностью”. Он известен как основатель ламаизма. Цзонхавой была основана школа гелукпа (“школа добродетели”). Сам Цзонхава считал себя не столько реформатором, сколько реставратором изначального буддизма. Основные идеи его сочинений - развитие взглядов предшественников.

Цзонхава усовершенствовал изложенное ещё Атишей деление людей по их способности воспринимать Учение на три категории. С учением о трёх категориях людей тесно связано и представление о трёх направлениях буддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне) как о трёх ступенях на пути к Просветлению. Вначале человек идёт путём хинаяны, т. е. монашеской дисциплины, а также изучает основы философии; затем он осознаёт, что индивидуальное спасение невозможно, и даёт обет бодхиссатвы, одновременно постигая философию махаяны. Для достижения цели - спасения людей - он прибегает к тантрическому учению и медитациям ваджраяны.

Лама (“высочайший”) - духовный учитель и наставник для тех, кто стремится постичь философию и мистическую практику. Тем же, кто далёк от Учения (а таких среди тибетцев большинство), он своими молитвами обеспечивает благое перерождение. Поэтому для простого человека почитание ламы - основное условие приближения к Просветлению. Высокая роль наставника в мировоззрении школы гелукпа привела к тому, что учение Цзонхавы западные исследователи стали называть ламаизмом.

Реферат опубликован: 19/07/2008