Анимистическая теория религии Э. Б. Тайлора

Страница: 2/6

Хотя это определение не может иметь всеобщего применения, оно до­вольно широко, чтобы быть принятым за норму, изменяющуюся в силу больших или меньших различий между отдельными народами. Для понимания расхожих понятий о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание на те слова, которые найдены были удобными для выражения их. Дух, или приз­рак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее слово вошло в употребление как выражение души. В понятие о душе, или о духе, вкладываются атрибуты и других жизненных проявлений. Так, различные народы связывали душу с сердцем, кровью, взглядом и дыханием.

Для понимания расхожих представлений о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание на те слова, которые найдены были удоб­ными для выражения их. Дух, или призрак, являющийся спящему или духо­видцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее вошло в употребление для выражения души. Так, у тасманийцев одно и то же слово обозначает дух и тень. Караибы, связывая пульсацию сердца с духовными существами и признавая, что душа человека, предназначенная для будущей вечной жизни, живет в сердце, вполне логично употребляют одно и то же слово для обозначения “души, жизни и сердца”. Связь между душой и кровью, признаваемая каренами и папуасами, ярко выражена в еврейской и арабской философии. Связь между жизнью человека и зрачком глаза известна у европейского простонародья, ко­торое не без основания видит признак колдовства или приближающейся смерти в исчезновении зрачкового образа в помутившемся глазе больного. Акт дыха­ния, столь характерный для высших животных при жизни, прекращение кото­рого так тесно совпадает с прекращением этой последней, много раз, и весьма естественно, отождествлялся с жизнью или душой.

Древняя анимистическая теория жизни, рассматривающая её как отправ­ления души, объясняет многие из физических и умственных состояний теорией отлетания всей души или некоторых из составляющих её духов. Эта теория за­нимает очень значительное и прочное место в биологии диких народов. Напри­мер, многие дикие племена считают, что болезнь или бессознательное состоя­ние - это временный уход души из тела, и помочь ей вернуться как можно ско­рее можно совершая определённые обряды или просто позвав её. Вот почему в разных странах возвращение потерянных душ составляет обычную специаль­ность колдунов и жрецов.

Это же учение составляет одну из сторон теории сновидений, распро­странённой у малокультурных народов. Согласно этой теории, душа спящего покидает тело - в виде какого-нибудь животного или незримо - и отправляется путешествовать, охотиться, посещать друзей.

Впрочем, это мнение составляет лишь одну из многих частей теории сновидений в первобытной психологии. Другая - вера в то, что человеческие души приходят извне посещать спящего, который видит их во сне. Эти два представления вполне совместимы. На низшей ступени культуры часто думают, что душа, покинувшая тело, является во сне другому человеку, который видит её во время сна. Многие сны у диких народов объясняются посещением душ умерших друзей. Поэтому время сна у них характеризуется столь же частым общением с умершими, как время бодрствования - общением с живыми.

Отношение к видениям соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе, и эти два разряда явлений допол­няют и подкрепляют друг друга. Даже бодрствующий и вполне здоровый дикарь не обладает способностью различить субъективное и объективное, вообра­жаемое и действительное, тем более если дикарь расстроен физически или умственно. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, он не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилиза­ции люди всегда верят чрезвычайно живо и твёрдо в объективность человече­ских призрачных образов, являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения или под воздействием наркотических средств. Человеческие привидения являются главными из этих фантастических форм.

Появление призрачной человеческой души в образе своей телесной обо­лочки признаётся в принципе всеми верующими в реальность или объектив­ность её в снах и видениях. В самом деле, в анимистической философии как у дикарей, так у дикарей, так и у цивилизованных народов принято раз и навсег­да, что души, освобождённые от своего тела, могут быть узнаны по сходству, которое они сохраняют с ним, остаются ли они странствующими призраками на земле или обитателями загробного мира.

Смерть представляет собой факт, который с особенной силой, хотя и не всегда здраво, на всех ступенях культуры наводит мысль на психологические вопросы. Появление бестелесной души во все времена считалось фактом, свя­занным с отделением души от тела при смерти. Это видно из допущения не только теории привидений, но и особого учения о "смертной тени". Согласно этому учению считается дурным признаком видеть образ отсутствующей особы, потому что если он не ясен и лица его не видно, то следует вскоре ожидать её смерти. Если же лицо ясно видно, то это значит, что человек уже умер.

Реферат опубликован: 20/10/2006