Западно-сибирский ТПК

Страница: 4/5

В подрайоне получило развитие сельское хозяйство молочное скотоводство, овцеводство (в районе можно выращивать культуры, способные созревать в условиях длинного дня за 135 дневный период среднесуточных температур +5C).Транспорт представлен системой трубопроводов, линий электропередач, а также железными дорогами Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневартовск и Сургут-Уренгой. В связи с большими ресурсами топлива Среднеобский подрайон превращается в крупный центр по производству электроэнергии, которая в перспективе может быть передана на Урал. Северный подрайон не только по уровню, но и по темпам экономического развития отстает от Среднеобского, т.к. подавляющая часть средств шла на нефтяную промышленность.

Но по мере наращивания добычи газа все большая доля капитальных вложений пойдет на развитие северного подрайона. Приуральский подрайон протянувшийся в меридиальном направлении от Березово до Урая и далее по железной дороге Сотник-Тавда, характеризуется развитием не столько нефтяной и газовой, сколько лесной промышленности. Лесозаготовки концентрируются вдоль железных дорог Ивдель-Обь, где созданы крупные леспромхозы с центрами в поселках Советский, Пионерский, Комсомольский, а также вдоль железной дороги Тавдва-Сотник.Основные предприятия лесной промышленности Кондинский лесокомбинат с центром в поселке Леуши. Тюмень-Тобольский и Томский подрайоны являются основными тыловыми базами северных нефте и газодобывающих районов своих областей, а также центрами переработки углеводородного сырья. Этому способствует их южное положение, наличие дешевых водных источников, а в Томске близость к дешевому топливу Канско-Ачинского бассейна. В этой же южной полосе созданы сельскохозяйственные предприятия для снабжения северных районов различной продукцией.

На территории Западно-Сибирского ТПК сформированы крупные промышленные узлы Томский, Тюменский, Тобольский, Омский, Сургутский, Асиновский. Томский промышленный узел специализируется на нефтехимии, машиностроении (электроника, приборостроение, производство подшипников и инструментов, ЭВМ, горно-шахтного и торгового оборудования), пищевом производстве. Томск (489 тыс. жителей) промышленный, научный и вузовский центр (старейший в Сибири университет, институты политехнический, медицинский, автоматизированных систем управления и радиоэлектроники и другие, крупнейшая научная библиотека, научно-исследовательские институты). Перспективы Томского промышленного узла связаны с формированием крупнейшего в стране нефтехимического комплекса. В 1980 г. был введен в строй первенец Томского химического комплекса производство полипропилена мощностью 100 тыс.тонн в год, что в 2,5 раза превышает выпуск данной продукции в целом по стране. Углеводородное сырье поступает из Омска и Ачинска.

В 1981 году была введена в действие уникальная установка мощностью 750 тыс.т метиловго спирта в год. Затем вступили в строй производства этилена и полиэтилена, карбамидных смол, формалина, полифармальдегида, а также товаров бытового назначения из пластмасс. Из полимеров, полученных здесь, заводы смежники производят пленку, изоляционные материалы, строительные конструкции, пластмассовые трубы и различные комплектующие детали. Производство метанола способствует развитию лесохимии. Томский промышленный узел важный речной порт, где происходит перевалка грузов с железнодорожного транспорта на речной и обратно. В Томской области возможно формирование крупных производств стекольной, фарфоро-фаянсовой промышленности, а также добыча формовочных песков для нужд черной металлургии, каолина для нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности на базе Туганского месторождения.

Тюменский промышленный узел быстро развивается поскольку Тюмень (456 тыс. жителей) стал организационным центром освоения нефтяных и газовых ресурсов области. На основе этого сырья будет создан Тюменский химический завод. Узел формируется на пересечении железной дороги Свердловск-Омск с судоходной р. Турой; отсюда начинается "дорога к ресурсам" новая железнодорожная магистраль на Тобольск, Сургут, Уренгой, Ямбург. Размещение у "ворот" нефтегазоностного края, удобное транспортное положение на стыке водных, воздушных и железнодорожных путей, а также относительная близость к металлургическим центрам Урала обусловили развитие в узле машиностроения, в том числе производство комплектного оборудования для нефтяных и газовых месторождений.

Реферат опубликован: 10/05/2006