Западно-сибирский ТПК

Страница: 3/5

Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим. Рыбопромышленный комплекс добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах. Индустриально-строительный комплекс ориентирован на обеспечение реконструкции и нового строительства нефтегазохимических и лесопромышленных предприятий.

Ряд строительных материалов поставляет Кузнецко-Алтайский подрайон. Ощущается определенный дифицит в строительной базе для создания гражданских сооружений. основные строительные организации сосредоточены в крупных промышленных центрах, главным образом юга подрайона. В период освоения нефтегазовых ресурсов здесь получил распространение метод комплектно-блочного, полносборного строительства, который позволяет значительно снизить затраты живого труда, ускорить сооружение объектов. При этом базовые предприятия строительных материалов создаются в Томске, Тюмени.

В настоящее время на территории Томской и Тюменской областей функционирует 17 узлов сосредоточенного строительства: Томский, Тюменский, Нижневартовский, Сургутский, Усть-Балыкский, Стрежевской, Мегионский, Нефтюганский, Надымский, Тобольский, Асиновский, Березовский, Уренгойский, Ямбургский, Харасавейский, Белоярский, Туганский и другие. Развитие и размещение производительных сил Западно-Сибирского комплекса зависит от обеспечения его рабочей силой. В этом связи играет важную роль развитие непроизводственной инфраструктуры, которая в настоящее время отстает от существующих нормативов. Необходимо более рационально использовать местные трудовые ресурсы. Сейчас здесь получил распространение вахтовый метод освоения нефтегазовых месторождений, когда у мест работы создаются благоустроенные поселки, в которых несколько дней проживает (несет вахту) определенное число работников, а затем их сменяют другие.

Отработавшие вахту доставляются в стационарный населенный пункт. Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык-Омск, Александровское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альметьевск, Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы на участках Медвежье-Надым-Урал (две очереди), Надым-Пунга-Центр, Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск-Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск-Новокузнецк, Ямбург-Западная граница России. Этот мощный трубопроводный транспорт обеспечивает доставку потребителям почти 400 млн.т нефти и 450 млрд.куб.м газа. В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тыс.км. Газовые магистрали протянулись более чем на 12 тыс.км. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм. Особую роль при промышленном освоении новых районов играет железнодорожный транспорт.

От Тюмени через Широтное Приобье проложена железнодорожная линия Тобольск-Сургутск-Нижневартовск. Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или выйти на Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь, Тавда-Сотник, Асино-Белый Яр. Большое значение для решения локальных задач имеет автодорожный транспорт. В настоящее время вокруг Самотлора построены внешнее и внутреннее автодорожное кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита. В расчете на один квадратный километр территории протяженность железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше, чем в целом по стране.

Большое значение имеет речной транспорт, значение которого существенно возрастет в связи со строительством речных портов в Томске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе. В настоящее время на территории Западно-Сибирского ТПК выделяют три территориально-производственных сочетания (подрайона) Северный (добыча газа), Среднеобский (добыча нефти и попутного газа, а также природного газа в Томской области), Приуральский (добыча нефти, природного газа, лесозаготовка и деревопереработка). Кроме этих трех подрайонов северной и центральной частей комплекса выделяются два подрайона в южной части Тюмень-Тобольский и Томский. Основными промышленными центрами Северного подрайона являются Надым и Уренгой; Приуральского Березово, Салехард, Кондинское, Урай; Среднеобского Сургут, Нижневартовск, Нефтюганск в Тюменской, Александровское и Стрежевой в Томской области. Среднеобский подрайон в Тюменской области по объему производимой промышленной продукции превосходит Тюмень-Тобольский подрайон. Основой хозяйства среднего Приобья являются добыча нефти и переработка попутного газа. Лесозаготовительная промышленность здесь имеет подчиненное значение.

Реферат опубликован: 10/05/2006