Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом

Страница: 2/5

Что касается «французских мусульман», то они подразделяются на три категории: «арки» (искаженное арабское «хараки»), «беры» и соб­ственно французы-европейцы, по тем или иным причинам принявшие исламскую веру.

Название «арки» исторически закрепилось за теми алжирцами, которые в годы войны за независимость (1954-1962) служили в частях французской «вспомогательной полиции» («харака»), в учреждениях колониальной администрации. В 1962-1963 гг. вместе с 900 тысяча­ми «черноногих» - европейских колонистов, осевших во французском Алжире, в метрополию переселились около 20 тысяч «арки» со своими семьями. Им было предоставлено французское гражданство. В на­стоящее время «арки» и их потомков, по официальным данным, насчитывается около 450 тысяч человек.

Слово «бер» - современного происхождения. На молодежном жаргоне, распространенном в парижских предместьях, оно означат «араб» и изначально было презрительной кличкой «французов в первом поко­лении» - детей арабских иммигрантов, преимущественно из стран Магриба. Со временем это слово утратило былое значение и факти­чески превратилось в самоназвание для значительной части фран­цузских мусульман. Быстрому росту численности «беров» способст­вовал принятый во Франции в 1974 году, в условиях экономическо­го кризиса, закон об ограничении трудовой иммиграции, и резуль­тате магрибинцы, в прошлом регулярно приезжавшие на заработки в бывшую метрополию и опять возвращавшиеся в свои страны, поменяли «тактику». Они старались остаться во Франции всеми правдами и неправдами и воссоединиться со своими семьями - это не воспре­щалось согласно принятому закону. В соответствии с французским законодательством, их дети уже «автоматически» получали право на французское гражданство, что давало им неоспоримые социальные и экономические преимущества.

Что касается обращения французов в мусульманскую веру, то это явление получило распространение лишь после бурных событий весны 1968 года, т.н. «парижской весны», на фоне кризиса ценностей, ох­ватившего тогда все французское общество. Точная численность этой категории французских мусульман, в массе своей глубоко верующих и соблюдающих обряды исламской религии, неизвестна. По разным ис­точникам, она колеблется от 30 тысяч до 300 тысяч.

На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно. В целом география его расселения совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции. В Париже имеются отдельные кварталы, где численность мусульман относительно велика (Барбес и Бельвиль). То же можно сказать о промышленных предместьях французской столицы. Однако лидирующие позиции в этом отношении занимают такие департаменты, как Марсель, Лион и Лилль.

По числу последователей ислам является во Франции второй религией после христианства. Тем не менее как религиозный, социально-культурный и политический феномен ислам заявил здесь о себе сравнительно недавно. Так, до середины 70-х годов во Франции действовало не больше десятка мечетей, а в результате массового «оседания» во Франции рабочих иммигрантов из стран Магриба, их количество выросло в 700 (!) раз.

На некоторых кладбищах были отгорожены специальные «мусульманские» участки; в городских кварталах, как грибы после дождя, стали открываться лавки по продаже «халяльного» (от арабского «ха-ляль», обозначающего все «разрешенное» согласно нормам шариата) мяса, колбас и т.д., а также исламские книжные и сувенирные ла­вочки.

Все эти видимые признаки «рождения» ислама во Франции, христиа­нской, преимущественно католической стране, где до сих пор всеми правами «признанного» конфессионального меньшинства пользовалась лишь иудейская община, естественно, не могли не вызвать широкого общественного резонанса.

Если в 70-е годы во Франции давал о себе знать антиарабский ра­сизм, ставший неотъемлемой частью «идеологии» и практики ультраправых националистических движений, то уже в начале 80-х годов многие заговорили об «исламской угрозе». Иранская революция и об­щий подъем исламистских движений в мусульманском мире, с харак­терной для них антизападной направленностью, благоприятствовали распространению в стране если не откровенно враждебного, то, во всяком случае, подозрительного отношения к исламу как к реально­му или потенциальному носителю интегризма, несовместимому со светскими традициями Франции.

В начале 90-х годов успех Исламского Фронта Спасения (ИФС) в Алжире, вскоре приведший к ожесточенному столкновению между Алжиром режимом и вооруженными группами исламистов, придал в глазах французской общественности особую остроту проблеме «исла­мского интегризма», прежде всего, в связи с наличием среди мусульман, живущих во Франции, групп, симпатизирующих ИФС или свя­занных с ним.

Вообще факт тяготения мусульман Франции к странам своего происхождения, а, следовательно, возможность для различных государств исламского мира использовать общины своих соотечественников (в том числе и по «религиозным каналам»: финансирование мечетей, религиозных организаций и ассоциаций, издание брошюр и книг и т.д.) в собственных политических целях воспринимается властями как се­рьезная проблема.

Реферат опубликован: 4/08/2007