Геополитика и геоэкономика Норвегии

Страница: 23/28

Дан старт переговорам с нашими партнерами о возможности финансирования строительства Кольской АЭС-2 — проекта, от осуществления которого зависит дальнейшее развитие экономики Мурманской области.

С норвежскими и другими нашими партнерами достигнуто взаимопонимание относительно сосредоточения усилий на 4—5 наиболее перспективных и разработанных проектах, чтобы уже в ближайшее время получить конкретную отдачу и показать эф­фективность баренцева сотрудничества. МИД и Минэкономики России вместе с администрациями заинтересованных регионов рассматривают возможность принятия целевой федеральной про­граммы участия России в баренцевом сотрудничестве. Другой ва­риант — включение ряда проектов СБЕР в качестве подпрограмм в уже разрабатываемые, например "Мировой океан".

Пожалуй, наиболее результативным направлением сотрудни­чества в регионе является взаимодействие в области охраны при­роды и повышения качества окружающей среды, пять основных пунктов которого зафиксированы в Декларации руководителей природоохранных ведомств СБЕР, принятой в Рованиеми (Финляндия) в декабре 1995 года. Государства — участники vBEP в качестве приоритетных рассматривают сотрудничество по повышению ядерной и радиационной безопасн8сти и предотвра­щение промышленных загрязнений. С российской стороны важность радиационной проблематики была подтверждена в ходе встречи руководителей "большой семерки" и Президента России, состоявшейся в Москве в 1996 году.

В частности, Северный фонд финансирования экологических проектов (НЕФКО) и Программа наблюдения за экологией Арк­тики (АМАП) провели большую работу по идентификации при­оритетных проектов по проблематике радиационной безопас­ности. Практически завершены подготовительные мероприятия по увеличению мощности объекта по переработке жидких радио­активных отходов в Мурманске. Этот проект осуществляется в рамках трехстороннего российско-норвежско-американского со­трудничества. Имеются определенные успехи и в деле установле­ния системы мониторинга радиационной обстановки в Баренцевом регионе. Россия, Норвегия и Финляндия осуществляют со­вместный проект по созданию такой системы применительно к Кольской АЭС.

Ярким примером успешного привлечения международных ин­ститутов к финансированию природоохранных проектов стала российско-норвежская программа "Чистое производство" (к ней присоединилась также Финляндия), в которой достигнуто опти­мальное сочетание экологических и экономических интересов. Она позволяет за счет минимальных, а зачастую и нулевых инве­стиций, добиваться существенного сокращения выбросов пред­приятиями загрязняющих веществ в окружающую среду. Сокра­щение загрязнений на 20—30 процентов достигается за счет внедрения новых инженерных решений, позволяющих снизить потребление воды, энергоресурсов, более рационально использо­вать сырье. Подсчитано, что на каждый инвестированный в эту программу доллар российские предприятия, участвующие в "Чистом производстве", получат от 10 до 15 долларов экономиче­ского эффекта.

Другим важным направлением деятельности СБЕР, где имеет место успешное сотрудничество России и Норвегии, является дея­тельность Рабочей группы по Северному морскому пути. Группа изучает возможность практического использования данного маршрута для международного коммерческого судоходства. Базо­вым для ее деятельности является российско-норвежско-японский проект — Международная научная программа Северный морской путь (ИНСРОП), — к которому в последнее время присоединяют­ся и другие страны-члены и наблюдатели в СБЕР.

Интерес наших партнеров к транспортным перевозкам грузов по маршруту Северного морского пути, проходящего вдоль рос­сийского побережья Северного Ледовитого океана, вполне поня­тен. Расстояние, например, между Гамбургом и Иокогамой по Севморпути составляет около 7 тысяч миль, в то время как через Суэцкий канал — 11,5 тысячи миль, а путь из Гамбурга в тихо­океанские порты вдвое короче, чем через Панамский канал.

Реферат опубликован: 8/06/2009