Геополитика и геоэкономика Норвегии

Страница: 22/28

В октябре — ноябре 1995 года и в октябре 1996 года в Мур­манске состоялись международные конференции деловых кругов региона СБЕР, имевшие цель способствовать более активному привлечению иностранного капитала в экономику Севера России, в том числе в области среднего и малого бизнеса.

При активном участии норвежской стороны, а также Финлян­дии, Швеции и Европейского банка реконструкции и развития в конце 1995 года учрежден "Фонд венчурного капитала Северо-запада России". Цель — долгосрочное рисковое (венчурное) инве­стирование в компании среднего размера (от 150 до 5 тысяч рабо­тающих) в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях. Уставной капитал составляет 53 миллиона долларов США. Фонд уже приступил к разработке проектов сотрудни­чества.

В развитие баренцева сотрудничества правительство Норвегии по инициативе своего министерства промышленности и энергети­ки учредило государственный инвестиционный фонд для Северо-запада России в размере 180 миллионов норвежских крон (около 30 миллионов долларов США). Это создает дополнительные воз­можности для реализации перспективных инвестиционных про­грамм.

В 1993 году открыты ген консульства России в Киркенесе и Норвегии в Мурманске. Их деятельность также содействует ис­пользованию потенциала, заложенного в сотрудничестве стран Баренцева региона.

Важным направлением совместной работы России и Норвегии, а также наших партнеров по СБЕР, входящих в Евросоюз, яв­ляется поиск международных средств технического содействия разработке соответствующей проектной документации, доведению ее до необходимых международных стандартов.

В этой связи СБЕР, в качестве авторитетной международной региональной структуры, членом которой, к тому же, является Комиссия ЕС, может служить хорошим инструментом для даль­нейшего совершенствования известной программы технического содействия ЕС, рассчитанной для России и стран СНГ (ТАСИС). В частности, последние изменения регламента этой программы, по­зволяющие использовать до 10 процентов ее средств на цели ин­вестирования, свидетельствуют о готовности партнеров идти на­встречу решению проблем финансирования проектов.

В период председательства России в СБЕР в 1996 году были высказаны и нашли понимание наши конкретные предложения о более эффективном использовании в Баренцевом регионе средств ТАСИС и состыковки этой программы с другими программами ЕС, например Программой трансграничного сотрудничества (ИНТЕРРЕГ), интерес к участию в которой проявила и Норвегия.

Наметились определенные сдвиги по ряду приоритетных про­грамм СБЕР.

Так, норвежская компания "Квернер" принимает участие в реализации конверсионного проекта по созданию на базе пред­приятия "Звездочка" в Северодвинске Архангельской области информационного центра разработки и обеспечения строительства оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.

Разработаны технико-экономические обоснования других важ­ных проектов — строительства завода по утилизации старых су­дов и грузового терминала в бухте Белокаменная, а также модер­низация Кандалакшского алюминиевого комбината (Мурманская область). Есть реальные возможности активного финансового участия норвежской стороны в осуществлении обоих проектов.

Близится к завершению строительство железнодорожной вет­ки Ледмозеро—Кочкома, которая должна стать важным звеном в системе транспортных коридоров в Баренцевом регионе. Требуют­ся дополнительные финансовые средства, в связи с чем были про­ведены переговоры с европейскими банковскими структурами о возможности оказания содействия в строительстве этой первой в истории послевоенного времени коммерческой железной дороги. Правда, ситуация здесь довольно типичная в. том, что касается реализации проектов СБЕР вообще: наши партнеры нуждаются в четких и надежных финансовых гарантиях. В связи с этим прорабатываются возможности предоставления таких гарантий со стороны заинтересованных российских регионов.

Реферат опубликован: 8/06/2009