Волго-вятский экономический район

Страница: 4/6

Итак, наряду с отраслями специализации в ВВЭР получили разви­тие и обслуживающие отрасли: топливно-энергетическая, черная ме­таллургия (на отхбдах металлолома и машиностроительных заводов -Нижний Новгород, Выкса, Кулебаки, Кировская область), промыш­ленность строительных материалов (Алексеевский цементный завод в Мордовии, производство стеновых материалов во всех республиках и областях района, алебастра — в Нижегородской области, технического стекла в г. Бор), пищевая промышленность, кустарные промыслы, художественная обработка дерева (г.Семенов в Заволжье).

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пи­щевую и легкую промышленность сырьем.

Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохо­зяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий райо­на, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — пред­ставлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины по­севных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо.

Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство раз­мещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются по­севы кукурузы.

Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молоч­ного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцевод­ством, свиноводством, атакже кролиководством, птицеводством и пче­ловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

За последние годы в структуре сельскохозяйственного производ­ства Волго-Вятского экономического района произошли изменения, связанные с проведением в стране реформ. К концу 1995 г. в Волго-Вятском экономическом районе насчитывалось 8,2 тыс фермерских хозяйств со средними размерами участков 26 га (в России соответст­венно 270 тыс хозяйств с 43 га), что составило менее 1 % от всех хозяйств в районе (в России около 2%). Удельный вес производства сельскохо­зяйственной продукции фермерскими хозяйствами в ВВЭР в 1995 г. рав­нялся по зерну 2%, по сахарной свекле — 1,5%, по мясу — 0,4%, моло­ку—0,5% (в России соответственно 4,7; 3,5; 1,5; 1,5%).

Волго-Вятский район обладает всеми видами современного транс­порта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и од­ной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым под­ходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными до­рогами. Плотность шоссе иных дорог в районе выше среднероссийско-го показателя.

Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи рай­она по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлу га. Круп­ные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. По рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиност­роения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы.

Трубопроводный транспорт представлен несколькими газо- и неф-тетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральско­го и Западно-Сибирского районов. Ввоз грузов — топлива, сырья, ме­талла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (ав­томобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий худо­жественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, про­дукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промыш­ленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Чернозем­ным районами (металл), Югом (уголь восточного крылаДонбасса), Се­вером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (ма­шиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономи­ческими районами, куда направляется из ВВЭР преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения.

Реферат опубликован: 6/03/2009