Волго-вятский экономический район

Страница: 2/6

Для экономики района характерна неравномерность размещения производственных сил из-за неоднородности и разнообразия условий для хозяйственного развития отдельных территорий. Специализация Волго-Вятского района тесно связана с его историческим прошлым — кустарно-ремесленными и промысловыми производствами: торгово-промышленное и металлическое (Нижний Новгород, Павлове), коже­венное дело (Богородск), художественное, ложкарное (левобережье Волги), кожевенно-меховые промыслы и производства (Вятско-Сло-бодской) на базе пушнины, поставляемой из Сибири в обмен на про­дукцию сельского хозяйства.

Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского райо­на являются машиностроение и металлообработка (более 37%), неф­техимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес лег­кой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечис­ленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промыш­ленности Волго-Вятского района.

Главная отрасль специализации района — машиностроение со слож­ной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, пред­ставленное прежде всего Нижегородским машиностроительным ком­плексом. Ведущая отрасль района — автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Для него характерны широкие кооперированные производственные связи с многочислен­ными заводами-филиалами, смежниками (в малых и средних городах), занятыми производством запасных частей, узлов, моторов, гусеничных тягачей, автомобильных шин и покрышек. Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные высококвалифицированными кадрами: маши­ностроение неметаллоемкое и средней металлоемкости, тесно связан­ное с Уралом, Центрально-Черноземным, Северным районами и с Ук­раиной по металлу, а также с заводами местного производства металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках и с заводами сталелитейным и про­катным в Нижнем Новгороде, в Кирове.

Кроме автомобилестроения в районе развито судостроение, про­изводство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и при­боров (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлове, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в об­ластных центрах и столицах республик, приборостроение, электротех­ника. Нижегородский и Сормовский машиностроительные комплек­сы тесно связаны с верфями речного судостроения в Городце, Нава-шино, с заводом самосвалов в Саранске, с авиамоторным заводом в Заволжье, автобусным - в Павлове, светотехническими и электротех­ническими предприятиями Чувашии, Мордовии, шинным, прокатным (цветного проката) производствами в Кирове и рядом химических, ко­жевенных производств, предприятий лесной и пищевой промышлен­ности.

Широкое развитие получило производство подъемно-транспорт­ного, газокомпрессорного оборудования, для трубопроводного транс­порта, авиационное машиностроение, производство экскаваторного (Саранск), добы вающего и дробильно-размолочного оборудования (Бе­лая Холуница), тракторостроение (Чебоксары), производство дерево­обрабатывающих станков (Киров), листоштамповочных автоматичес­ких линий (Рузаевка), электроавтоматического медицинского обору­дования, контрольно-измерительных приборов. Перепрофилирование военно-промышленных предприятий оборонного комплекса, дальней­шее совершенствование электронной промышленности еще более ус­ложняет состав машиностроения в районе за счет высокотехнологич­ных, наукоемких, высокотрудоемких, неметаллоемких производств -основы технического прогресса в народном хозяйстве России.

Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского эко­номического района является многоотраслевая химическая промышлен­ность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, вы­пускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продук­тов для основной и органической - полимерной химии (полиакрила-тов, капралактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожезаменителей, шин, каус­тической соды, минеральных удобрений). Развитие химической про­мышленности в районе было вызвано прежде всего большими потреб­ностями автомобилестроения и других производств в химикатах. Доля производства химической продукции в промышленности в 1995 г. уменьшилась до 9,7% (с 10,5% в 1990 г.). В структуре химической про­мышленности повысился удельный вес производства минеральных удо­брений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также про­изводства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии. Удельный вес производства нефтехимической продук­ции в общем объеме производства в химии и нефтехимии снизился и составил в 1995 г. около 9%, сократилась и доля производства синтети­ческих смол и пластмасс в структуре отрасли по сравнению с 1985 и 1990 гг. Несмотря на рост удельного веса производства минеральных удобрений, потребность в них сельского хозяйства района удовлетво­ряется неполностью. Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволж­ского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабаты­вающих районов. Центры производства химической и нефтехимичес­кой продукции - Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района.

Реферат опубликован: 6/03/2009