Бангладеш

Страница: 7/13

Чтобы лучше подготовить почву к посеву, поля неоднократно вспахивают легким деревянным плугом и боронят. Тягловой силой служит упряжка малорослых волов, прополка и жатва ведутся с применением ручных орудий труда. Молотьбу риса и других зерновых осуществляют, гоняя по току скот, либо вручную. Джут срезают серпом, тщательно вымачивают и потом, также вручную, отделяют волокно от стебля.

Для более интенсивного использования пахотных земель (в том числе и в сухой сезон) и раннего сева до основного сезона дождей, широко внедряется орошаемое земледелие. Полив и обильные осадки позволяют получать с участка два и даже три урожая в год, превращая тем самым 7,6 млн. га пахотных угодий в 13,6 млн. га валовой посевной площади.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыба – важный компонент питания бенгальцев и одна из статей экспорта. Наиболее значимы гильза и несколько видов креветок.

Главные лесные ресурсы страны сосредоточены в Горном Читтагонге. Наиболее ценен гарджан – исконная для Бангладеш порода красного дерева, обладающая высококачественной твердой древесиной. Успешно продолжается закладка плантаций тика. Лес сплавляется по р.Карнапхули на лесоперерабатывающие предприятия. Бамбук используется в бумажной промышленности. Рощи салового дерева с прочной древесиной, приуроченные к возвышенности Мадхупур, вырубаются на топливо и для строительных целей.

Горнодобывающая промышленность. В крупных размерах ведется добыча природного газа, потребляемого на электростанциях и заводах минеральных удобрений. Его ресурсы в 1994 оценивались в 600 млрд. куб. м. Главные месторождения находятся на востоке страны – в округах Комилла и Силхет. В 1997–1998 Бангладеш проявила большую заинтересованность в привлечении прямых иностранных инвестиций для разведки и организации эксплуатации новых газоносных бассейнов. Начата эксплуатация первого нефтяного месторождения, а также залежей угля, правда невысокого качества. Его запасы в округе Богра оцениваются в 1 млрд. т. В этом же округе добывают известняк для нужд цементной промышленности. В Бангладеш остро ощущается нехватка строительного камня и гравия.

Энергетика в Бангладеш развита очень слабо. Мощность электростанций оценивается приблизительно в 3000 мВт. Из них примерно 10% приходится на единственную гидроэлектростанцию на р.Карнапхули, откуда линия электропередач тянется до Читтагонга и далее в Дакку. По мосту через Джамуну протянут газопровод и проложена линия электропередач в западные области страны. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС, работающих на природном газе и нефти.

Обрабатывающая промышленность в большой степени зависит от импортного сырья. Это относится к хлопчатобумажным фабрикам, выросшим во многих городах – Дакке, Нараянгандже, Кхулне, Читтагонге, Куштии и Пабне. В стране многочисленны джутовые, текстильные, швейные и кожевенные предприятия. В Читтагонге действуют нефтеперерабатывающий комбинат и сталеплавильный завод, который выпускает круглый прут, мягкую листовую сталь, оцинкованный лист. В Кхулне и Читтагонге ведется строительство и ремонт судов.

На отечественные ресурсы опираются лишь отрасли, связанные с переработкой джута, сахарного тростника и чая, а также целлюлозно-бумажная промышленность и заводы минеральных удобрений. Джутовые фабрики расположены близ Дакки и в Кхулне, Читтагонге, Чандпуре и Сираджгандже. Сахарные заводы размещены в северных и восточных округах страны, а также в районах Маймансингх, Хабигандж и Дакка. Чайные фабрики находятся в округах Силхет и Читтагонг. Бумагу изготавливают предприятия в Чандрагхоне и Пабне, твердый картон – в Кхулне. В Силхете налажен выпуск бумажной массы из бамбука, тростника и отходов переработки джута. Минеральные туки на базе природного газа производят в Фенчугандже (округ Силхет), в Горасале и в Ашугандже (под Даккой). Быстро развивается производство готовой одежды, что оказывает положительное влияние на занятость населения, структуру импорта и особенно экспорта.

В 1947–1971 многие отрасли индустрии в Восточном Пакистане появились благодаря государственной Корпорации промышленного развития Пакистана. Построенные предприятия продавались преимущественно бизнесменам из западной части страны. В 1972 правительство Бангладеш национализировало ряд отраслей (джутовую, сахарную, хлопчатобумажную промышленность), банки, страховые компании и некоторые фирмы, владевшие речным и морским флотом. После 1975 руководство Бангладеш стало поощрять частный сектор и проводить политику привлечения иностранных инвесторов и приватизации государственных предприятий, в первую очередь джутовой и текстильной промышленности.

Транспорт. Транспортное сообщение в Бангладеш осложнено природными условиями. Через Ганг, выше Куштии, возведен единственный мост. По нему проходит ширококолейная железная дорога. В 1998 сдан в эксплуатацию совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через Джамуну. Мосты на Падме вообще отсутствуют. Поэтому перевозки людей и грузов через большинство рек осуществляются на железнодорожных паромах. Дополнительные проблемы создает разная ширина железнодорожной колеи. К востоку от Джамуны и Падмы бывшая Ассамо-Бенгальская магистраль и другие имеют метровую колею. На западе страны почти все железные дороги ширококолейные; они обеспечивают связь северо-западных районов Бангладеш с Куштией, Джессуром и Кхулной, а также ведут в Индию. Правобережные рельсовые пути от одной из переправ через Джамуну до Сантахара, Рангпура и Динаджпура тоже метровой колеи. Общая протяженность железных дорог в стране ок. 2900 км.

Реферат опубликован: 10/10/2009