Структурообразующее значение культовых построек в сельской России

Страница: 3/6

Отдельно стоящие колокольни ставились обычно с западной стороны церкви и образовывали общий архитектурно-законченный ансамбль, дополняемый высокой оградой с главными воротами. Нередко на погосте ставилось две церкви зимняя и летняя, и в общей композиции с колокольней рождали прекрасный целостный, притягательный образ.

В петровские времена, с внедрением принципов регулярности во все аспекты жизни, колокольни стали размещать по продольной оси храма - кораблём, нередко с проходами через них в церковь. Так были утрачены чисто народные приёмы композиции архитектурных ансамблей погостов. Но это было уже следствие.

Люди живут, люди умирают. Смерть на земле – рождение у Бога. Древние кладбища – погосты имели не меньшее значение, чем сами церкви. Почитание предков было всегда в почёте. Стариков уважали не за их возраст, а за жизненный багаж – опыт, за знания и умения, а потому слушали их. Уважали дело делаемое. И к своим могилам относились также, конечно через своих потомков. Тихое умиротворение и спокойствие царствуют там, а не грусть и тоска.

Погосты часто обносились оградой с маленькими, часто шатровыми, воротами.

В архитектурном построении древних церквей большую роль играло внешнее окружение – застройка, её композиционное расположение для наилучшего восприятия движения к центру – церкви, и общему градостроительному единству в соподчинении вертикали церкви и колокольни и ритмическому ряду домов.

И так все элементы вместе образуют общий ансамбль, архитектурно-природный образ размером в волость. А волость это не одна деревня, но один приход.

Глава 2.

Градообразующим катализатором малых населённых мест служит церковь, как средство организации общин и выработки морально-этических норм, а также средство управления общинами: помощь государству в управлении законами, создание нравственного климата в целом.

Природный ландшафт дополняется ландшафтом сельских поселений, что создаёт некоторую органику – многоступенчатость в градообразовании регионов.

Опустение и вымирание деревень создаёт резкий контраст: пустые земли, условно говоря, врезаются в каменные глыбы городов - обрывается связь. Вымершие деревни ещё не рассыпались в прах, они стоят: чёрные остовы домов напоминают, что эта связь была – была полная освоенность и заселённость, символами которой были храмы. Гибель «доменов» - деревень – катастрофа государства.

«Домен» - общинное устройство, ведение хозяйства, социально-этические отношения, взаимодействие человека с природой.

Объединяющим звеном является на сегодня поиск морально-нравственной идеи, и только церковь может дать её. Церковь поддерживала в обществе нравственно-этические законы, формировала людское самосознание. Поэтому возрождение идеи расселения и управления землёй, создание общей инфраструктуры: город – село, стало главной задачей в структурообразующем значении церквей.

Со времён мощного градообразования и индустриализации в России идёт мощный отток населения из сёл и деревень в города, что привело к практическому обезлюдиванию этих земель и потери управления над ними. Погибли многие домены, которые держали целые регионы под контролем: экономическим и нравственным – разрушаются связи с землёй. В результате разрушения этих связей на нижнем уровне привело к негативным последствиям во всём обществе: разрушение оного как государства.

Основой - базой были мелкие поселения: основа пирамиды, на которой выросла вся цивилизация и культура. Разрушив основание, начало сыпаться и всё остальное.

Малые поселения, рассредоточенные с большой плотностью, создают кровеносно-вегетативную систему, которая не даёт отсохнуть конечностям и основным органам. Разрушение этой системы повело за собой к развалу всей структуры и «одичанию» людей. Ведь организация людей в сообщества с их нравственными, юридическими законами создавала культуру, т.е. этнос в духовном понимании.

Реферат опубликован: 31/08/2007