Структурообразующее значение культовых построек в сельской России

Страница: 2/6

Описание градостроительного ландшафта начинается с дороги ведущей к нему. Дорога – путь, а на пути всегда встречаются различные места имеющие какое-то особое значение. В старину на Руси эти особые места помечали особыми знаками – памятными или обетными крестами или столбами, везде, где люди считали нужным осенить себя крестным знамением. Большой резной крест с надписью или иконой на высоком бугре у откоса – как ориентир, поменьше – может даже на сельской улице или на опушке леса, как оберёг или остерёг, мало ли значений. Но всегда там, где любо и приятно. Такие кресты в эпоху Петра I ставили вместо часовен, если была надобность; и нередко их покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку о четырёх опорах. Иногда их ставили на росстанях, и тогда там ещё клали скамьи под навесом, чтоб люди могли у развилки дорог посидеть-отдохнуть, проститься, дать обет…

Часовня – это уже строение, клетская или шатровая, но она ставилась для свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей, иногда – вместе с ними.

На Руси часовни необходимы, просторы велики и не все деревни многолюд-ны. Там где приход небольшой и со-держание постоянно действующей церкви невозможно ставили часовни и совершали в них крещение младенцев, венчание или отпевание.

В раннехристианские времена часовни ставили над входом в подземные кладбища или над катакомбными церквами. Иногда их ставили над ручьём или ключом с целебной водой, иногда на росстанях и больших дорогах для сбора подаяний или молений для путников.

Часовня отличается от церкви отсутствием у первой апсид и обычно меньшими размерами, хотя есть много исключений, с формальной стороны в часовне не ведут постоянные богослужения.

Церковь – сельский приходской храм, с раннехристианских времён имеет каноническую схему взаимного подчинения объёмов – частей: главная – сама церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной, с востока – алтарь (апсиды), с севра и юга часто пристраивались приделы с малыми алтарями. Это обобщённая схема, на Руси много трансформаций её существует, но порядок один.

К выбору для строительства церквей, как, впрочем, и всего остального, русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или анализируя местность, но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом месте: на берегу реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа, чтобы все эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий архитектурно-пространственный пейзаж. И так было потому, что это дело богоугодное, а человек как созданный по образу и подобию божьему всегда чувствует красоту. А если его душа свободна и чиста и нет в ней злобы, а Бог, то и всё, что он делает тоже божественное.

В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь была частью людского бытия. В дореформенные времена на Руси трапезная в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую позже.

В трапезной собирались общественные трапезы и собрания, ожидали службу пришедшие из далёких деревень, проводились совещания для сбора подписей или податей и многое другое. Церковь была истинно общественным центром деревень: не формально, а по людскому желанию и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание и совесть вели людей туда.

На Руси до колоколов для созыва к богослужению или при других случаях использовали деревянные била или металлические полосы - клепала, подвешенные рядом с церковью на деревьях или специальных подставках – звонницах. Когда появились колокола, для них стали выстраивать сначала столбчатые, а позднее обнесённые срубом, потом и каменные, колокольни, венчаемые обычно шатром с главкой. Колокольни или звонницы, входившие в состав церкви или часовни (в пореформенные времена) всегда имели второстепенное значение, даже если были выше основной главы, но всегда для выявления общей композиционной идеи.

Реферат опубликован: 31/08/2007