Банковские услуги

Страница: 8/10

Уже давно не является предметом споров то, что фундаментом для построения эффективной модели розничного банка в Казахстане должна служить современная технологическая инфраструктура. Главный вопрос состоит в том, какая, собственно, информационная система или комплекс систем нужен организации для решения задач ее бизнеса. В силу объективной сложности банковских информационных комплексов, особенно если речь идет о необходимости соответствия требованиям рынка, совсем небольшая доля финансовых организаций полагается сегодня на силы собственных специалистов для разработки, внедрения и сопровождения систем. Чаще всего данный процесс происходит по модели аутсорсинга, с привлечением специализированных компаний, поставляющих на рынок те или иные продукты для автоматизации банковской деятельности.

Выбор решения – длительный процесс, и от его результата непосредственно зависит, с какой системой банку предстоит работать в течение последующих лет. Проблема состоит в том, что в то время как банк чаще всего сам в состоянии четко поставить перед собой задачи, далеко не всегда он способен самостоятельно понять, посредством каких инструментов эти задачи могут быть реализованы и какие информационные системы необходимы ему для обеспечения эффективного развития бизнеса. Вариантов решения может быть несколько – привлечение сторонних консультантов, которые разрабатывают стратегию и находят подрядчиков, приобретение информационных систем у различных поставщиков и привлечение интегратора для обеспечения взаимодействия установленных систем с другими компонентами ИТ-инфраструктуры.

В свете активного расширения массового обслуживания розничный сектор сегодня оказался одним из наиболее сложных с точки зрения автоматизации. Долгое время интерес банков к частным лицам оставался чисто теоретическим корпоративные клиенты и инвестиционные операции обеспечивали финансовым организациям достаточный уровень прибыльности, а розничное обслуживание сводилось к привлечению вкладов от населения и зарплатным проектам.

Вследствие такой специфики развития банковской отрасли многие российские компании – разработчики розничных систем никогда не занимались созданием полнофункциональных решений – еще два-три года назад на них просто не было спроса. И сейчас, когда розничный сектор переживает столь динамичную эволюцию, справиться с этой задачей настолько быстро, насколько этого требует рынок, не представляется возможным.

Решение проблемы возможно в создании эффективной розничной ИТ-инфраструктуры. По мнению некоторых экспертов, с учетом глубокого зарубежного опыта она должна быть представлена тремя базовыми компонентами:

- автоматизированная банковская система (розничная система), обеспечивающая формирование массовых банковских продуктов и их быстрый вывод на рынок;

- полнофункциональная процессинговая система (розничный процессинг), выступающая в качестве среды интеграции всех каналов обслуживания клиентов и финансовых продуктов;

- специализированные функциональные продукты (системы сбора и обработки информации о клиентах, кредитного скоринга, CRM-решения, центры телефонного обслуживания и т. п.), связанные соответствующими интерфейсами с остальными компонентами и ядром банковской системы.

Неоспоримо, что основной составляющей программного решения всегда является конкретный продукт. Вне зависимости от того, о каком из перечисленных выше компонентов идет речь, он должен удовлетворять некоторым базовым критериям, отвечающим за эффективность системы:

- решения должны обеспечивать максимально быструю разработку и вывод на рынок новых финансовых продуктов. При этом речь идет не столько об экзотических продуктах, сколько о самых массовых и распространенных. Банки вынуждены конкурировать в условиях очень ограниченного набора предлагаемых продуктов. Быстро ответить на вызов конкурента, предложив такой же вид кредита, но более качественный сервис, сегодня важнее, чем выпустить на рынок какую-нибудь систему погашения задолженности через мобильный телефон, которую если и оценят, то лишь самые «продвинутые» клиенты. Итак, первый критерий – скорость;

- решения должны расти вместе с бизнесом банка, обеспечивая ему запас прочности на несколько лет вперед. Срок окупаемости розничных проектов составляет пять-семь лет, а замена системы тем сложнее, чем большие объемы бизнеса она поддерживает.

Так что, с одной стороны, бессмысленно изначально приобретать заведомо избыточную по мощности систему, а с другой – еще более бессмысленно опираться на то, что ваш бизнес перерастет, еще не успев принести плодов. Второй критерий – масштабируемость;

- решения должны максимально быстро и безболезненно интегрироваться в существующую информационную инфраструктуру банка. Иначе перестает соблюдаться такое важное условие, как сохранение инвестиций. Третий критерий – высокая адаптивность.

Сегодня в проектах создания технологии для розничного банковского бизнеса явное предпочтение отдается западным системам. Рассмотрение в качестве основной АБС для обеспечения развития розницы казахстаской системы является скорее исключением. И это уже не покупка модной «диковинки», как это зачастую было в середине 90-х, а вполне осознанный выбор.

Во-первых, с учетом особых требований и масштаба внедрения иностранные системы оказываются ненамного дороже казахстанских.

Во-вторых, покупая иностранную систему, банки предполагают, что вместе с ней они покупают опыт реализации технологии для розничного бизнеса, которая была создана на основе системы в аналогичной рыночной ситуации за рубежом.

В-третьих, в некоторых случаях иностранная система – это определенный комфорт для иностранных менеджеров и инвесторов, все чаще работающих с банковскими структурами в Казахстане.

Возникают на сегодняшний день следующие вопросы:

- с какими проблемами сталкиваются банки при внедрении иностранных систем для розничного банка?

- как с наименьшими потерями времени и средств с ними справиться?

Как правило существуют две сложности. Одна – характерна для любых крупных проектов. Внедрение банковских систем в крупных организациях, имею-щих развитую или развивающуюся филиальную сеть, – это непростая задача и организационно, и технически.

Вторая – это, конечно, казахстанские особенности: организация учета, отчетность, касса, безналичные расчеты и традиционные продукты. Несмотря на введение международных стандартов финансовой отчетности, существуют проблемы данных в стандартах.

Доработка или настройка иностранных систем под национальные особенности – это весомая прибавка к работам по проекту, однако вполне реализуемая. Проще или сложнее, зависит от конкретной системы и особых требований конкретного банка. Главное – выбрать наиболее подходящую для конкретного банка систему, внимательно изучить ее базовые возможности, правильно на основе знаний о возможностях системы и казахстанской специфики сформулировать требования по доработке и реализовать их так, чтобы не разрушить изначальные возможности системы.

Реферат опубликован: 14/06/2011