Банковские услуги

Страница: 6/10

Однако, как отмечают зарубежные специалисты, сегментация клиентов на основе данных критериев в современных условиях уже не является эффективной. Сегодня ей на смену должна придти стратегическая сегментация, которая может развиваться в следующих основных направлениях:

- разработка с помощью математических моделей матрицы, позволяющей на базе сегментаций клиентов определить от двух до четырех продуктов, которые с высокой вероятностью могут заинтересовать .клиентов данной группы;

- совершенствование управления многоканальными сетями распределения банковских продуктов. Этого можно достичь путем включения в базу данных о клиентах информации о том, какой канал получения банковских сообщений и какую форму отношений с банком предпочитает клиент;

- особенностями законодательства и его недостаточной разработанностью (например, банкам в Российской Федерации запрещено заниматься страхованием, в Закон «Об ипотечных ценных бумагах» необходимо внести поправки, чтобы он начал работать);

- действующей системой налогообложения (банки не могут использовать вклады с льготным налогообложением полученного дохода);

неточностью перевода отдельных иностранных терминов, в связи с чем, усложняется их адаптация к российским условиям;

- отсутствием необходимой инфраструктуры рынка банковских услуг (например, кредитные бюро в РФ только формируются);

- экономическими условиями (в настоящее время долгосрочное сбережение является невыгодным, и в практике российских банков отсутствуют долгосрочные накопительные вклады, например, на 10 лет, которые широко предлагаются населению за рубежом).

Несмотря на существующие сложности и посткризисный период, российские банки активно перенимают зарубежный опыт, прежде всего, в отношении кредитных продуктов и банковских карт.

Российский рынок розничных банковских услуг находится в стадии формирования;, но уже испытывает конкурентное давление, в том числе и со стороны зарубежных банков, обладающих современными технологиями и опытом. Насыщение рынка и усиление конкуренции ведут к снижению значимости ценовых методов конкуренции. И как свидетельствует зарубежный опыт, банкам необходимо повысить эффективность использования маркетинга, ключевым элементом которого является продуктовая стратегия.

2 Современные проблемы розничных услуг банков в Республике Казахстан и пути их преодоления

Анализ направлений развития банковских услуг позволил обобщить предпосылки появления на рынке новых видов банковских услуг, основными из которых являются: формирование потребностей в специальных банковских услугах новых экономических субъектов, в частности предприятий среднего и малого бизнеса; создание финансово-промышленных групп; дальнейшее проведение реформ, в том числе в институциональных; развитие новых информационных технологий; расширение участия коммерческих банков в программах МБРР и ЕБРР.

В связи с этим для дальнейшего развития коммерческими банками банковских услуг требуется выбор стратегии, которая позволит обеспечить превращение сбережений, в том числе населения, в инвестиции и осуществление эффективного управления разработкой и продвижением банковских услуг для регионального бизнеса. Коммерческие банки при разработке стратегии должны учитывать такие факторы, как специфика регионов, потребности хозяйствующих субъектов в банковских услугах, в том числе местной промышленности, предприятий среднего и малого бизнеса местных органов власти.

На основании проведенного анализа состояния и тенденций развития банковского сектора Республики Казахстан, отдельных групп коммерческих банков, а также направлений развития розничных банковских услуг следует выделить и классифицировать факторы (таблица 14), определяющие содержание организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности розничных услуг коммерческих банков в условия> диверсификации деятельности и освоения новых рынков.

Таблица 14 - Факторы, определяющие содержание организационно экономического механизма управления рынком банковских услуг

Внешние факторы

Внутренние факторы

Укрепление банковского сектора;

Конкуренция на местном, региональном и межрегиональном уровнях;

Экспансия крупных банков в регионы;

Универсализация и специализация коммерческих банков;

Развитие информационных технологий, средств коммуникации;

Появление новых банковских продуктов, финансовых инструментов;

Диверсификация сфер деятельности коммерческих банков;

Потребность в освоении новых рынков для сохранения позиций банков на региональном рынке. Поиск путей повышения эффективности деятельности коммерческих банков;

Развитие ассортимента банковских услуг;

Индивидуальный подход ключевых клиентов коммерческих банков

Исходя из систематизации факторов и параметров конкурентоспособности основных банковских услуг, в диссертации предлагаются схема и методы интегральной оценки конкурентоспособности банковских услуг. Они основаны на ценовой оценке конкурентоспособности и на оценке значимости параметров услуг для клиентов, относящихся к разным целевым группам или сегментам, что в совокупности позволяет получить комплексную оценку конкурентоспособности банковских услуг.

В результате исследования обоснованы принципы формирования организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческих банков:

- использование современных методов менеджмента, в том числе концепции персонального менеджмента и маркетинга, в частности маркетинга партнерских отношений;

- активное вовлечение бизнес - подразделений в формирование маркетингового плана банка, направленного на разработку и внедрение конкурентоспособных услуг, развитие партнерских отношений с клиентами;

- обеспечение гибкости производства банковских продуктов, совершенствования услуг, непрерывности и ритмичности процессов;

- соблюдение требований, предъявляемых к новым продуктам;

- обеспечение мобильности и гибкости банковских технологий, оптимального уровня автоматизации бизнес - процессов и минимизации рисков;

- нацеленность на оказание качественной банковской продукции в соответствии с требованиями клиентов;

- комплексность обеспечения конкурентоспособности, как самих услуг, так и технологий их предоставления клиентам; мониторинг потребностей бизнеса приоритетных клиентов банка в банковских услугах; мониторинг качества банковских услуг, объемов продаж на всех этапах жизненного цикла, конкурентоспособности услуг; экспертиза новшеств, появляющихся на рынке банковских услуг;

- учет внешних факторов конкурентоспособности услуг и банка в целом;

- ответственность структурных подразделений коммерческих банков за эффективность механизма;

- согласование с бизнес - подразделениями изменений, направленных на обеспечение конкурентоспособности услуг.

Реферат опубликован: 14/06/2011