Антиинфляционная политика государства

Страница: 23/26

В этой ситуации Правительство Российской Федерации должно четко обозначить свою главную задачу в области финансовой политики на ближайшие годы – существенное повышение собираемости налогов.

Ориентиры денежно-кредитной политики на 1998 год.

В 1998 г. Банк России продолжит осуществление денежно-кредитной политики, нацеленной на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательской способности национальной денежной единицы, считая это условие необходимым для достижения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния.

В основе ориентиров денежно-кредитной политики на 1998 г. лежат параметры, определяющие контуры общей макроэкономической стратегии, в соответствии с которыми в 1998 г ВВП в реальном выражении составит 100 – 102% к уровню предыдущего года, а инфляция снизится до 5- 8% в целом за год.

Опыт Банка России по реализации денежно-кредитной политики свидетельствует постепенном снижении роли денежного таргетирования как метода формирования и проведения денежной политики с точки зрения эффективного достижения конечных целей. Причиной этого являются меньшая определенность взаимосвязей денежных агрегатов и основных макроэкономических показателей в период финансовой стабилизации и ремонетизации экономики, слабо предсказуемые темпы снижения скорости обращения и удлинения временных лагов между изменениями денежных агрегатов и возникающими по этой причине изменениями уровня инфляции. Это обуславливает растущее значение качественных индикаторов для реализации стоящей перед Банком России задачи обеспечения стабильности внешней и внутренней покупательской способности рубля. В то же время динамика денежного предложения всегда является одним из важнейших индикаторов, характеризующих развитие экономики в целом и денежной сферы в частности.

Начиная с середины 1995 г. Банк России ежегодно устанавливал две промежуточные цели: предельные темпы прироста денежного агрегата М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к доллару. Такая политика оказалась эффективной с точки зрения достижения конечных целей и позволила добиться значительного снижения инфляции. В то же время достижение одной промежуточной цели может привести к несоблюдению параметров предельных изменений другого целевого показателя. В условиях переходного периода это в значительной степени связано с проблемами прогнозирования платежного баланса. Так, уже отмечавшийся значительный приток в Россию иностранных инвестиций в первой половине 1997 г. в условиях стабильности текущей политики Банка России привел к ускорению в этот период роста денежной массы по сравнению с расчетным среднемесячным целевым значением этого показателя.

Несмотря на ослабление связи между денежной массой и конечными целями денежной политики, установление количественных ограничений роста предложения денег пока еще остается наиболее надежным методом снижения инфляции. Банк России считает целесообразным и в 1998 г. использовать контроль за темпами прироста денежного предложения. В 1998 г. Банк России видит свою задачу в достижении соответствия динамики денежного предложения ( денежный агрегат М2) и не инфляционного роста ВВП.

Денежная масса

Опыт экономического развития России в пореформенное время свидетельствовал о том, что важным фактором снижения инфляции являлось постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, с 1992-го по 1996 г. среднемесячные темпы прироста М2 снизились с 18,5 до 2,5%,а темпы инфляции –с 31,2 до 1,7%. Причем до 1995-1996 гг. отмечалось уменьшение эластичности снижения инфляции по темпам денежного сжатия. Если в 1993г. уменьшение среднемесячных темпов прироста М2 ( по сравнению с предыдущим годом) на 1 процентный пункт сопровождалось снижением инфляции на 2,7 процентного пункта, то в1995 и 1996 гг. снижение темпов денежного предложения на 1 процентный пункт вызывало уменьшение темпов инфляции на 1,2 процентного пункта.

В 1997 г. наметилась новая среднесрочная тенденция дальнейшего снижения инфляции при увеличении темпов прироста денежной массы.

По оценкам Банкам России, в 1998 г. сохранятся основные предпосылки для дальнейшего замедления скорости обращения денежной массы, роста монетизации ВВП. Это соответствует общим закономерностям мирового развития. В соответствии с которыми степень монетизации экономики, то есть количество денег ( в принятом определении ), приходящееся на единицу произведенного продукта, возрастает по мере достижения финансовой стабилизации, замедления темпов прироста цен. В этом случае речь идет о долгосрочном процессе, при котором рост монетизации не вызывает последующего увеличения инфляции, ведущего, в свою очередь, к автоматическому росту скорости обращения, снижению монетизации ВВП. Хотя сформировавшиеся экономические тенденции свидетельствуют о продолжении снижения скорости обращения денег в 1998 г., Банк России отмечает некоторую степень неопределенности масштабов этого процесса.

Реферат опубликован: 6/10/2006