Антиинфляционная политика государства

Страница: 16/26

5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

3. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

3.1 Особенности инфляционного процесса в России.

В 1996-1997 гг., несмотря на существенное снижение темпов инфляции, спад производства не сменился подъемом даже в наиболее благополучных экспортно-сырьевых отраслях. Есть основания полагать, что и при нулевой инфляции перелома в ситуации не может наступить. Поэтому актуально более внимательно проанализировать особенности инфляции в России и проводимую антиинфляционную политику.

Многочисленные концепции инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и многофакторные. В превом случае акцент делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т.п.

Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. У нас в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

Из других факторов инфляции, хорошо изученных за рубежом, в России активно осуществляется “импорт” инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценения рубля по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.

Многофакторные концепции инфляции менее разработаны из-за своей сложности. Среди них приоритет следует отдать цельной теории инфляции, созданной Дж. Кейнсом. Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности измерения инфляции, установления ее эластичности от тех или иных факторов, определения влияния умеренной инфляции на экономическое развитие и отделения последней от подлинной инфляции.

Статистически инфляция измеряется индексом роста товарных цен. При этом обесцениваются платежные средства покупателей, но процентные ставки, отражающие цену кредита, в некоторой степени автономны от динамики товарных цен. Кроме того, процентные ставки различаются в зависимости от назначения кредитов. Причем низкие ставки по долгосрочным кредитам являются одним из условий развития экономики.

Попутно встает вопрос о ценах на капитальные блага, приобретенные в прошлые периоды. Возможно, их переоценки не нужно включать в индекс инфляции, но очевидно, что они должны учитываться при анализе последствий инфляции. если же стоимость капитальных благ выражена в ценных бумагах, то необходимо принимать во внимание динамику курса подобных активов.

Фундаментальной проблемой является сопоставление динамики абсолютных и относительных цен для определения подлинной инфляции. если экономика развивается, то рост цен может происходить в результате использования новых поколений машин, оборудования, потребительских товаров и т.п. Применение более производительных средств труда и высококачественных предметов потребления означает переход на иной уровень производства и потребления. Связанный с этим рост цен не является инфляцией.

Точное измерение неинфляционной составляющей роста товарных цен, видимо, невозможно. С точки зрения обоснования антиинфляционной политики это и не требуется. Проще повысить зарплату, чем снизить цены, поэтому страны-лидеры борются с инфляцией путем регулирования относительных цен. При этом учитываются особенности рыночных механизмов роста товарных цен.

Инфляционный рост цен происходит по воле субъектов рынка. При неограниченной законодательством и ценовыми соглашениями либерализации цен каждый экономический агент свободен в увеличении цены предложения выше цены спроса. Поскольку на краткосрочном отрезке времени спрос обычно малоэластичен к цене, лидер повышения цен успевает перераспределить в свою пользу доход потребителей до того, как спрос сократится до уровня равновесия с новой более высокой ценой. Вслед за лидерами повышения цен в гонку инфляции включаются их контрагенты. В результате этого поднятая лидерами инфляции волна роста издержек возвращается к ним, и они уже оказываются не в состоянии в одностороннем порядке снизить цену. Реальный механизм рыночного ценообразования таков, что в процессе снижения цен должны участвовать все экономические агенты. В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

Реферат опубликован: 6/10/2006