Договор страхования

Страница: 4/20

Предлагаемые клиентам страховыми компаниями правила страхования обычно содержат комплекс условий, отражающих в целом договор страхования. Страхователи, заключающие дого­вор страхования в соответствии с этими правилами, по сущест­ву, принимают эти условия. Однако существенные условия кон­кретного договора страхования определяются соглашением сто­рон: размер страховой суммы и страховой премии, индивидуали­зация объекта страхования, перечень страховых рисков (страхо­ватель обычно вправе выбрать риски из перечня, предлагаемого правилами). Кроме того, законодатель позволяет при соглаше­нии сторон дополнять правила страхования либо делать исклю­чения из них (п. 3 ст. 943 ГК РФ, п. «к» ч. 3 ст. 15 Закона о страховании).

Договор страхования, как любая сделка, должен отвечать об­щим условиям действительности сделок, предусмотренным граж­данским законодательством Российской Федерации. Российское законодательство устанавливает специальные требования к форме договора страхования: он должен быть заключен письменно. Это означает, что договор страхования может быть заключен как путем составления одного документа, подпи­санного сторонами, так и путем обмена документами посредст­вом почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электрон­ной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Со­гласно ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если на пись­менное предложение одной из сторон заключить договор (офер­ту) другая сторона вместо письменного ответа совершила дейст­вия, которые она должна была совершить в соответствии с пред­лагаемым ей договором: например, уплатила соответствующую сумму денег (страховую премию) и т. п. — такие действия будут считаться согласием заключить договор (акцептом).

Таким образом, письменный акцепт страхователем предло­жения страховой компании о заключении страхового договора необязателен, достаточно совершить действия, которые должен совершить страхователь для выполнения договора (уплатить стра­ховую премию, страховой взнос), если необходимость письмен­ного ответа (акцепта) не оговаривается в оферте. Следует иметь в виду, что не всякое предложение страховой компании заклю­чить договор можно расценивать как оферту: так, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, не мо­гут считаться офертой, так как законодательство рассматривает такую рекламу лишь как приглашение делать оферты. Однако если рекламное предложение содержит все су­щественные условия договора страхования и в нем явно усмат­ривается воля страховой компании, делающей такое предложе­ние, заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, такое предложение считается офертой (так называе­мой публичной офертой).

Рассмотрю подробнее правила акцептования (принятия) оферты (предложения страховщика заключить страховой договор). Если страховая компания направила страхователю письменное пред­ложение заключить договор страхования и последний согласен со всеми предложенными условиями или для него приемлемы условия публичной оферты, страхователь должен либо напра­вить страховщику письменное согласие, либо совершить дейст­вия по выполнению условий оферты. Однако он должен сделать это в пределах срока, установленного офертой для ответа, иначе договор не может считаться заключенным. Если в направленном страхователю предложении (оферте) такой срок не оговаривает­ся, то договор будет считаться заключенным в том случае, когда ответ (акцепт) страхователя получен страховщиком в течение нормально необходимого для этого времени. Нормально необхо­димым считается время, разумно достаточное для получения обыч­ного почтового отправления (либо перевода платежа).

Реферат опубликован: 1/02/2010