Институт президентства в России

Страница: 7/17

После этого начинается сбор подписей в поддержку кандидата. Каждому избирательному объединению, блоку, инициативной группе избирателей требуется собрать не менее 1 млн. подписей, при чем из них на 1 субъект федерации не должно приходиться более 7% (ст. 34). Смысл этой процедуры в том, что она помогает определить уровень известности и популярности среди избирателей в масштабах всей страны. В результате сбора подписей автоматически происходит отсев случайных, малоизвестных кандидатов, заведомо неспособных набрать сколько-нибудь значимый процент голосов на выборах.[27]

По завершении сбора подписей подписные листы представляются в ЦИК вместе с рядом других документов: итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на пост Президента, декларация о доходах кандидата за 2 года, предшествовавшие году выборов. Все эти документы должны быть переданы в ЦИК не позднее, чем за 60 дней до выборов.

ЦИК рассматривает документы, проверяет истинность собранных подписей и не позднее, чем за 50 дней до дня выборов выносит решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Данное решение при несогласии с ним может быть обжаловано в Верховный Суд (ст. 35).

Информация о кандидате в течение 2 дней после регистрации предоставляется СМИ.

В ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” установлен принцип обязательной альтернативности выборов. В соответствии с этим принципом, если к установленному сроку зарегистрировано менее 2 кандидатов, ЦИК откладывает выборы на 60 дней.

Все зарегистрированные кандидаты в Президенты наделяются равными правами и обязанностями (ст. 36). Если кандидат находится на государственной или муниципальной службе, со дня регистрации он освобождается от выполнения своих служебных обязанностей. Это положение не относится только к переизбирающемуся Президенту или Председателю Правительства, временно исполняющему обязанности Президента. Кандидатам также предписывается оставить работу в средствах массовой информации. Переизбирающийся Президент не вправе пользоваться преимуществами своего должностного положения. Статус кандидата на пост Президента характеризуется некоторыми льготами и привилегиями. Кандидатам предоставляется денежная компенсация, бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д. ЦИК оплачивает их предвыборные поездки в пределах России. Кроме того, кандидат приобретает неприкосновенность. Это означает, что нельзя привлечь его к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия на то Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор обязан незамедлительно известить об этом ЦИК (ст. 37).

4. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты в Президенты начинают активную деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве Президента. В этом отношении закон гарантирует всем кандидатам равные возможности. Обеспечивается беспрепятственное проведение агитации с соблюдением норм законодательства (ст. 7). Кандидаты могут использовать максимальное разнообразие форм агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио; проведение таких мероприятий как собрания, встречи с избирателями, публичные предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов. Однако, при всей широте возможностей, законодательство предусматривает ряд ограничений и запретов. Недопустимо проведение агитации органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, военными учреждениями и организациями, членами избирательных комиссий и т. д. (ст. 38). Запрещается агитация, сопровождающаяся выплатой денежных средств или обещаниями материальных вознаграждений.[28]

Что касается содержания агитационных материалов, запрещается злоупотребление свободой массовой информации, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности РФ, пропаганда социального, расового, национального, религиозного превосходства (ст. 39).

В отношении сроков предвыборной агитации определено, что она начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается в 0.00 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов (ст. 38). Эта норма направлена на то, чтобы исключить какое-либо давление на избирателя в последние сутки перед выборами и дать ему возможность самостоятельно принять взвешенное решение на основании своих личных убеждений и интересов.

Реферат опубликован: 2/10/2006