Институт президентства в России

Страница: 11/17

Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие в заседании и выступление представителя Президента. Как правило, депутаты внимательно относятся к замечаниям, высказанным представителями Президента. Заслушивается также заключение соответствующего комитета или комиссии палаты. После этого может быть принято одно из двух решений:

1. Палата принимает закон в редакции Президента – для этого требуется более половины голосов от общего числа депутатов.

2. Повторно принимается закон в ранее принятой редакции – за это решение должны проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов (квалифицированное большинство). Такое требование делает вето Президента трудно преодолимым.

Для преодоления разногласий между Государственной Думой и Президентом могут быть созданы согласительные комиссии, которые с учетом пожеланий обеих сторон вырабатывают компромиссный вариант закона. Для его принятия достаточно одобрение его простым большинством голосов. Работа согласительных комиссий на заключительной стадии принятия закона является очень эффективной: как правило, Президент не отклоняет законы, подготовленные таким образом.[38]

Мотивов для использования права отлагательного вето может быть очень много: низкое качество юридической техники; противоречие законов Конституции и другим Федеральным законам; отсутствие заключения Правительства по законопроектам, предусматривающим дополнительные ассигнования из федерального бюджета. Причины отклонения законов могут носить различный характер

Положительное значение президентского вето заключается в том, что оно стимулирует повышение качества законов и способствует устранению коллизий и дефектов в законодательстве.[39]

В российской практике также сложилась своеобразная процедура возвращения Президентом Федеральных законов парламенту без рассмотрения. Такие действия мотивируются нарушением одной из палат закрепленных в Конституции процедурных требований. С одной стороны, таким образом обеспечивается соблюдение установленного порядка принятия законов. Но, с другой стороны, возвращая законы без рассмотрения, Президент имеет возможность тормозить принятие неудобных для него законов, т. к. у парламента нет никаких средств для преодоления такого вето.[40] Это послужило поводом назвать отклонение законов без рассмотрения по существу правом “абсолютного вето Президента”.[41] Однако, в соответствии с постановлением Конституционного Суда, такое возвращение законов в российской практике не трактуется как разновидность вето.

К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента назначать референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ.[42]

Значительную часть полномочий главы государства составляют полномочия в области исполнительной власти. Хотя в Конституции Президент не назван главой исполнительной власти, в своей деятельности он наиболее тесно связан именно с этой ветвью власти. Во-первых, Президент активно участвует в формировании Правительства и объявляет о его отставке. Во-вторых, он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Проводятся регулярные встречи Президента и главы Правительства.

Несмотря на то, что по Конституции Правительством и входящими в него министрами руководит Председатель Правительства, Президенту непосредственно подведомственны Министерство Иностранных Дел, Министерство Обороны и ряд других федеральных силовых ведомств. Главы этих ведомств, входящие в состав Правительства, подчиняются не Председателю Правительства, а напрямую Президенту.[43] Он выполняет роль своеобразной надзорной инстанции по отношению к Правительству, пользуясь своим правом отмены решений Правительства.

Так как многие полномочия Президента носят исполнительный характер, создается впечатление, что во главе единой системы исполнительной власти стоят одновременно два независимых органа. В юридической литературе это обозначается как дуализм исполнительной власти.[44] Возникает проблема разграничения полномочий и недопущения дублирования деятельности государственных органов. Неопределенность в организации исполнительной власти ведет к ее ослаблению и снижению ее авторитета. Нужно сказать, что эта проблема не является уникальной для России. Она более или менее остро встает во всех странах, где существует пост президента и премьер-министра.[45] Для решения этой проблемы необходима детализация полномочий и уточнение ответственности каждого из органов.

Реферат опубликован: 2/10/2006