Законодательство в период царствования Петра I

Страница: 7/21

Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступало государство. 43 % основанных к концу XVII - началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства[12]. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота. Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промышленные предприятия. В царствование Петра I текстильная промышленность была создана заново. Купцы, строившие заводы, получали льготы.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую палату, потом главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Введение цехов - свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Однако, цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

Активная внешняя политика России обусловила развитие дипломатического аппарата. Создаются постоянные представительства, хотя и не на взаимной основе. В 1701 г. было шесть постоянных дипломатических миссий и один специальный агент России за рубежом. В 1719 г. к ним прибавляется еще 7 постоянных миссий и семь агентств. в России к 1781 г. было 11 иностранных дипломатических резидентов[13].

В первой четверти XVIII в. завершается централизация государственного механизма России. Вся ее государственная машина выстраивается в виде сложной иерархической пирамиды, на вершине которой был самодержец, а своим широким основанием тяжело давила на народ. Процесс бюрократизации государственного аппарата достигает высокой степени, формируется он на чиновниче-дворянской основе. Официально обеспечивая интересы государства и самодержавного государя, на практике это был бюрократический монстр, оторванный от народа и утративший формальное представительство от господствовавших сословий, все больше превращающийся в особую касту со своими корпоративными интересами.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. Авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским - пять лет.

Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти. Однако, вера Петра во всесилие закона была в большей мере иллюзорной.

Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства.

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и толкованием закона. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 г. при создании "Артикула воинского".

Воинские артикулы состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей и включены в качестве Части второй в Воинский устав. Юридическая техника этого кодекса достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы.

Законодатель обращал внимание на степень случайности - грань между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой. Выделив субъективную сторону преступления, законодатель все же не отказывался от принципа объективного вменения: нередко неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные: для суда был важен результат действия, а не его мотив. Вместе с преступником несли ответственность лица, не совершавшие преступления, - его родственники. Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние аффекта, малолетство преступника, "непривычку к службе" и служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление.

Реферат опубликован: 3/12/2009