Законодательство в период царствования Петра I

Страница: 4/21

После успешного для России окончания Северной войны и заключения Ништадского мира высшие после царя органы духовного и светского управления - Синод и Сенат преподнесли Петру I титул императора. Постепенно этот титул был признан и зарубежными монахами. За императором сохранялись и все прежние титулы.

Начало процессу модернизации положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя цель создания мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем.

Во второй половине XVII в. постепенно прекращаются созывы Земских соборов, в начале XVIII в. угасает Боярская Дума. Устраняется и духовный противовес царя. Церковными делами руководил поставленный царем “местоблюститель”, которого сменила Духовная коллегия. Ее образование символизировало превращение церковного управления в одну из отраслей государственного управления, а, следовательно - свидетельствовало о подчинении церкви царю.

Боярская Дума, обычно осуществлявшая законодательные, исполнительные и судебные функции совместно с царем, а при его отсутствии - самостоятельно, в конце XVII в. теряла свое значение, а в XVIII в. перестала существовать. Появилась необходимость создать новый орган управления общей компетенции. Таким органом стал Правительствующий Сенат, который Петр I учредил в 1711 г. при отбытии в Прутский поход[5]. Сенат был коллегиальным органом, с присутствием из 9 сановников - в основном среднего уровня. Руководители коллегий временно включались в состав Сената при создании этих органов управления, дольше других в Сенате состояли президенты трех важнейших коллегий - Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Сенат стал высшим после царя органом управления общей компетенции и суда. Все центральные и местные органы управления были подчинены Сенату. Он принимал и нормативные указы, но только на основании царских повелений, то есть его нормотворческая деятельность была подзаконной. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате учреждается должность генерал-ревизора, просуществовавшая 3 года. В 1722 году вводится должность генерал-прокурора, который стал не только контролировать деятельность Сената, но и возглавил всю систему прокуратуры. Председательствовали в Сенате сам царь или назначенный в качестве первоприсутствующего один из сенаторов, а позднее - также генерал-прокурор или обер-прокурор. Все вопросы решались членами Сената коллегиально, решения принимались по большинству голосов.

Деятельность центральных учреждений, оставшихся в Москве, направлялась и контролировалась Московской конторой Сената. При Сенате создавались также подразделения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления:

· Герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером - вела учет дворян, ведала их службой; распределяла по учреждениям чиновников;

· Рекетмейстерская контора, ведавшая разрешением жалоб на волокиту дел в Сенате.

При Сенате был генерал-фискал, который возглавлял широко разветвленную сеть фискалов, выявлявших злоупотребления должностных лиц. Делопроизводство осуществлялось в сенатской канцелярии, возглавляемой обер-секретарем. Непосредственное исполнение различных решений Сената производилось сенатским экзекутором.

Важнейшими органами центрального отраслевого управления были коллегии. Они частично сменили устаревшие приказы. В коллегиях все дела решались присутствием, которое состояло из президента, вице-президента. 4-х советников и 4-х ассесоров. Порядок рассмотрения дел в коллегиальных учреждениях определялся Генеральным регламентом, изданным в 1720 г. При создании коллегий принимался во внимание опыт иностранных государств, однако без простого копирования. С 1717 по 1722 г. были созданы Военная и Адмиралтейская коллегии, Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Берг-коллегия (ведала горным делом), Мануфактур-коллегия (возглавляла легкую промышленность), Коммерц-коллегия (руководила торговлей). 3 коллегии: Камер-, Штатс-Контор-, Ревизион- ведали финансами, а соответственно доходами, расходами денежных средств казны и контролем за этим. юстиц-коллегия ведала судебным управлением и надзором, Вотчинная коллегия - дворянским землевладением.

Реферат опубликован: 3/12/2009