Древнерусское право

Страница: 5/18

Из Византии через Болгарию пришли на Русь два сборни­ка церковных законов, бывших в то время в употреблении: Свод законов, или Номаканон, антиохийского юриста VI века Иоан­на Схоластика (впоследствии Константинопольского патри­арха), а также Номаканон в окончательной редакции, припи­сываемый патриарху Фотию.

Первый сборник представлял собой систематизированное собрание церковных правил, разделенных на 50 титулов, часто в соединении с извлечениями из Новелл Юстиниана. Второй сборник состоял из 14 титулов и содержал в первой части пред­метный указатель к имеющимся в нем законам, а во второй — их полный текст, причем законы в этом сборнике были поме­щены в хронологическом порядке. Оба сборника были уже пе­реведены на славянский язык. Они содержали не только нормы церковного права, но и иные законы, изданные императором применительно к условиям греческой жизни.

Если по своему положению русская митрополия подчиня­лась Константинопольскому патриарху, то вряд ли можно было ожидать подчинения Древнерусского государства византийско­му императору. Поэтому нормы канонического права действо­вали на Руси неукоснительно, императорские же указы по не­церковным делам теряли на Руси нормативно-правовой ха­рактер.

Глава 2. Возникновение важнейших отраслей права

§ 1. Гражданское право

В IX—XII веках закладывались основы гражданского пра­ва. В отличие от стран Западной Европы Русь не знала рецеп­ции римского права. Даже Крещение Руси и привнесение кано­нических норм из Византии не изменили положения: имущест­венные отношения регулировались нормами обычного права, принимавшиеся нормативно-правовые акты во многом разви­вали традиции, устанавливали судебную практику князей, а порой закрепляли совершенно новый порядок.

Субъектами имущественных отношений были все свобод­ные, включая иностранцев. Только холопы не рассматривались в качестве участников гражданско-правовых отношений, они являлись объектами права. Гражданская правоспособность воз­никала с момента рождения. Гражданская дееспособность на­ступала по достижении совершеннолетия, однако конкретно возраст совершеннолетия в законе не определялся. Помимо со­вершеннолетия важную роль играло и отделение от родителей. Возрастом совершеннолетия для мужчин, вероятно, можно счи­тать 15 лет, поскольку по достижении этого возраста допуска­лась самостоятельная деятельность и заканчивалась опека, если отец ребенка умер. Девушки становились дееспособными при замужестве.

Прекращение правоспособности связано со смертью или получением статуса холопа. Поступление в монашество должно было если не прекращать гражданскую правоспособность, то, во всяком случае, ограничивать ее, ибо Студийский устав запре­щал иметь какую-либо собственность монахам.

Основным субъектом имущественных отношений являлись монастыри, церкви, архиерейские дома. Это были юридические лица. Уже церковный Устав Владимира Святославича говорит о предоставлении храму Пресвятой Богородицы десятины, из­вестны многочисленные пожалования монастырям и церквям. Ряд статей Русской Правды указывает и на вервь как на юри­дическое лицо, во владении которого находятся земли.

Объектами правового регулирования являлись вещи и дей­ствия третьих лиц, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Древнерусское право не делило имущест­во на движимое и недвижимое в смысле особого определения его статуса. Различие между движимым и недвижимым иму­ществом, как видно из нормативных актов, состояло в том, что движимые вещи активно участвуют в гражданском обороте, т. е. по поводу них заключаются различного рода сделки, не­движимые же имущества слабо "втянуты" в оборот. Недвижи­мость можно было передавать по наследству. Источники содер­жат сведения о пожалованиях монастырям сел, в которых жили изгои. Однако указаний закона о купле-продаже земли нет.

Реферат опубликован: 7/04/2006