Древнерусское право

Страница: 4/18

Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича (ст. 1— 52) и Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53—121). Источника­ми Суда Ярослава Владимировича называют:

1) Краткую Правду,

2) судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец XI — начало XII века, до княжения Владимира Мономаха. Ус­тав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из целого ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование су­ществующих социально-экономических отношений. Исследова­тели выделяют в нем Устав о резах (ст. 53), Банкрутский устав (ст. 54, 55), Устав о закупах (ст. 56—62, 64) и Устав о холопах (ст. 63, НО и след.). Как единое целое Пространная Правда оформ­ляется к середине XII века.

Сокращенная Правда рассматривается в настоящее время как памятник права Московского княжества XV века.

Особое место в системе права христианского государства занимает каноническое (церковное) право. Оно в каком-то смысле международное, поскольку многие его нормы общие для всех христианских народов и государств. Это объясняется тем, что материальным первоисточником таких норм служит Божест­венная воля Основателя Церкви. "Правовые заповеди Спасите­ля и постановления, изданные боговдохновенными апостолами , содержащиеся в Священном писании, а также заповеди, не во­шедшие в Писание, но хранившиеся в церкви изначально , составляют, по общепринятой у канонистов терминологии, Боже­ственное право (jus divinum)". Таким образом, в Божественное право входят правовые нормы, содержащиеся в Священных Книгах (Ветхий и Новый Заветы) и в Священном Предании.

Важное место в каноническом праве принадлежит и нор­мам, выработанным самой Церковью. К ним прежде всего отно­сятся Правила Святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Имеются и иные источники, которые подробно изучаются каноническим правом.

Однако христианская церковь, несмотря на свой Вселен­ский характер, существует в конкретных государствах. Право­вые нормы, принимаемые государством, могут регулировать как правовое положение церкви в государстве, так и внутрицерковное устройство. Если в первом случае нормы государства являются безусловным источником права, то возможность ре­гулирования государством внутрицерковных отношений безо­говорочно признается только протестантами. Католики в прин­ципе отрицают возможность государства вмешиваться в дела церкви. Для православных признание возможности государст­венного регулирования внутрицерковных отношений обуслов­ливалось, во-первых, православием самого носителя государст­венной власти — монарха и, во-вторых, одобрением их право­славным духовенством.

Крещение Руси вызвало необходимость урегулировать от­ношения между церковью и государством. С этой целью князь­ями принимаются уставные грамоты. Позднее на их основе соз­даются уставы, в состав которых входит одна или несколько уставных грамот, дополненных более поздними статьями. Осо­бое место в древнерусском праве принадлежит княжеским цер­ковным уставам: Уставу князя Владимира Святославича о де­сятинах, судах и людях церковных и Уставу князя Ярослава о церковных судах.

Устав князя Владимира разграничивает великокняжескую и церковную юрисдикцию, передавая на рассмотрение церков­ного суда семейные преступления, колдовство, а также разре­шение споров между церковными людьми, в число которых вхо­дили не только церковнослужители, но и зависимое от церкви население.

Устав князя Ярослава (в Краткой и Пространной редакци­ях) развивает основные положения Устава князя Владимира. Примечательно, что в Уставе князя Ярослава содержатся санкции, присущие именно русскому праву: штрафы, несмотря на то, что в византийском праве, на которое опирался русский за­конодатель при регулировании отношений с церковью, господ­ствовали телесные наказания. В Устав Ярослава включены и нормы семейного права, в том числе основания для развода.

Реферат опубликован: 7/04/2006