Воспитательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности

Страница: 4/11

По этой причине в данной работе педагогическая и экономическая части превалируют над технической. В конечном итоге, задачей данной работы является разработка эффективной модели организации рентабельного производства в школьных мастерских при условии освоения учащимися материала, предусмотренного школьной программой в полном объеме.

К сожалению, наши школы только начинают вести данную работу. Зачастую, она сводится к проведению так называемых бизнес-игр, а именно к созданию в рамках школ разного рода "банков", "бирж" и т.д. На мой взгляд, это большая ошибка со стороны педагогов, так как обращение в рамках школьного коллектива денежных средств не заработанных самими учащимися, а привнесенных извне (естественно, что от родителей) только развращает учащихся. Опыт моего общения со школьниками одного из известных и престижных лицеев города, где в обращение запущены "школьные деньги", показал, что школьники копируют худшие стороны жизни взрослых. В этом лицее практиковались денежные премии за успеваемость и выполнение общественно-полезных работ, особо предприимчивые школьники освоили выпуск фальшивых банкнот (нашлись такие, чьи родители имели на работе цветные копировальные аппараты). В итоге в школьном обороте появилось множество необеспеченных денег, что привело к инфляции. В результате, многие школьники, выполнявшие общественно-полезные работы в надежде получить за это вознаграждение, остались ни с чем.

В экономической части настоящей работы подробно описан механизм предпринимательской деятельности школьной мастерской с учетом действующего законодательства Российской Федерации.

Несмотря на доминирующую в сознании школьника потребность в получении денег, считаю в рамках осуществления данного проекта производить расчеты со школьником не деньгами, а товарами. Это позволит оградить школьника от разочарования, вызванного быстрым расходованием заработанных средств или утраты оных. По окончании четверти, учебного года ( в зависимости об объемов реализации) каждый учащийся получит от школы именно ту вещь, владение которой доминирует в его сознании.

Стремление школьника к получению той или иной материальной ценности необходимо использовать в учебном процессе. Великий российский психофизиолог Алексей Алексеевич Ухтомский установил, что деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Восприятие учащимся устройства фрезерного станка во многом будет зависеть от метода подачи материала. Если педагог сумеет создать условия, при которых фрезер (или иные станки, инструменты) станет для учащегося средством достижения его (учащегося) цели, то нет никаких сомнений, что учащийся легко овладеет устройством фрезера и навыками работы на нем.

Восприятие учебного материала во многом зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у учащегося доминанты и /или стереотипов. И если ранее, в период всеобщего обязательного среднего образования, необходимость получения образования и давление среды заставляли многих учащихся попросту зазубривать неинтересный им материал, то теперь, когда опять же по данным ВЦИОМ из 100 респондентов в возрасте от 12 до 14 лет половина не видит смысла в продолжении обучения, необходимо формировать или корректировать доминанты учащихся с целью возбуждения их интереса к учебному процессу. Нельзя заставить учащихся учиться. Академик И.П.Павлов ввел термин "сшибка нервных процессов" - конфликт, возникающий в результате насилия над личностью, когда вопреки устоявшейся доминанте, человека принуждают к нежелательным для него действиям. Последствиями таких "сшибок" бывают неврозы, прогулы школы, употребление учащимися алкоголя и наркотиков.

На основе индивидуального подхода, выработанного А.С.Макаренко, применяя разработанный им метод "параллельного воздействия" (воздействия личности на коллектив и наоборот), опираясь на исследования А.А. Ухтомского и Л.С.Выготского, я пришел к выводу о необходимости разработки универсальной методики по организации предпринимательской деятельности на базе школьных мастерских.

Опять же вынужден сделать оговорку, что учителя технологии и предпринимательства в данном случае находятся в привилегированном положении по сравнению с преподавателями других дисциплин, так как наша профессия позволяет минимизировать время получения результата труда.

Реферат опубликован: 21/10/2008