Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге

Страница: 1/3

В юго-западном направлении от Невского проспекта по Садовой улице (д. 26) располагается дворец Воронцова – образец богатой городской усадьбы середины XVIII в.

Дворец был построен по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли в 1749 – 1757 гг.

Первым владельцем усадьбы был канцлер и дипломат граф Михаил Илларионович Воронцов (1712 – 1767), дальний родственник императрицы и участник дворцового переворота 25 ноября 1741 года. В 40-е года он приобрел на берегу Фонтанки несколько земельных участков, простиравшихся до Садовой улицы, и решил создать пышную усадьбу с дворцом.

Главный трёхэтажный корпус расположен в глубине двора, чтобы городской шум не докучал сиятельным обитателям. Он имеет четырехугольный в плане двор. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперед и поставлены по красной линии улицы. Они были связаны с главным зданием полуциркульными переходами, которые позже разобрали. Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на Фонтанку (как дворцы Аничков, Шереметевых), а на проложенную к тому времени садовую улицу.

План дворца характерен для подобных сооружений 40-х и 50-х годов XVIII века. К главному корпусу дворца со стороны заднего фасада примыкает второй П-образный корпус, образующий внутренний замкнутый двор с тремя въездами. Через малый двор был сделан выход в парк.

Главный фасад дворца решен традиционно для Растрелли: это композиция с тремя выступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менее объемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

В центре дворца – огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная в крыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами – балкон, подчеркивающий центр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковых камнях – львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемой Растрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустом подчеркнута и массивность первого цокольного этажа.

Второй этаж – парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульными арками, наличники более украшений. Между окнами – сдвоенные колонны, а над проездной аркой – сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершается фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенный на обоих фасадах.

При хорошей освещенности главного фасада на нем резко сгущаются тени, которые подчеркивают объемность декоративных деталей: колонн, лепки, карнизов, скульптуры. На светлом фоне резко выделяется черный рисунок решеток. Плоскость стены здания почти совсем не ощущается.

Центр каждого из соковых ризалитов, подчеркнутый сдвоенными колоннами, завершается лучковым фронтоном, углы ризалитов украшены сдвоенными пилястрами. Наличники окон строже по рисунку, лепки меньше.

В решении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием, позволяющий четко выделить центр. В композиции центрального ризалита подчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковых ризалитах – только вертикали.

Необычным сделал Растрелли и вход во дворец: в центральной арке слева и справа два портика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположена парадная лестница, два марша которой вели во второй этаж; стены лестницы украшали росписи.

Современники писали о том, что интерьеры дворца отличались пышностью, в них были широко использованы лепка, резьба, плафоны работы Тьеполо. К сожалению, пышное и богатое внутреннее убранство дворца не сохранилось.

В центральной части дворца был расположен большой двусветный зал. Пятьдесят залов составляли анфиладу вдоль главного фасада и две малые анфилады в боковых корпусах. Огромный зал занимала библиотека М. И. Воронцова, тогда одна из лучших в Петербурге.

Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была сделана открытая терраса с видом на Фонтанку.

Позади главного корпуса был разбит регулярный сад с бассейнами, фонтанами и другими «затеями». В саду дворца любил гулять полководец А. В. Суворов – друг графа Воронцова. Оттуда хорошо были видны фейерверки, сопровождавшие гулянья в Аничковом саду.

Парадный двор отделен от улицы прекрасной ажурной оградой, выполненной по рисунку Растрелли. Это один из ранних примеров русского художественного чугунного литья. В орнаменте решетки гармонично сочетаются геометрические и растительные мотивы. Особенно хорош узор главных въездных ворот. Он виртуозен, отличается тонкостью, изысканностью. Легкий ажур ограды прерывается мощными столбами.

Реферат опубликован: 3/09/2008