История Московского метрополитена

Страница: 6/10

1 января 1950 года вступил в эксплуатацию первый участок кольцевой линии протяженностью 6,4 км. Он состоял из станций "Парк культуры", "Калужская" (сейчас она называется "Октябрьская"), "Серпуховская", "Павелецкая", "Таганская" и "Курская". 30 января 1952 года был принят участок от "Курской" до "Белорусской" (протяженность 6,9 км). В 1954 году был сдан третий и последний участок "кольца" - от "Белорусской" до "Парка культуры". Кроме того, в 1953 году было временно прекращено движение поездов на отрезке "Площадь Революции" - "Киевская", который был заменен участком глубокого заложения. Впоследствии участок мелкого заложения стал частью Филевской линии.

Из станций кольцевой линии наиболее интересны станции "Комсомольская" и "Новослободская". Проект "Комсомольской" был создан знаменитым архитектором, автором проектов Мавзолея В.И.Ленина и гостиницы "Москва", А.В.Щусевым. Приступая в 1945 году к проектированию новой станции, Щусев решил превратить бывшую Каланчевку - "площадь трех вокзалов" - в площадь четырех вокзалов. Четвертым должен был стать огромный метродворец. Центральный свод "Комсомольской" метростроевцы сделали большего диаметра, что предусмотрено типовым проектом для станций глубокого заложения. Длина подземного зала "Комсомольской" - 190 м вместо стандартных 155. Главным украшением станции должны были стать мозаичные панно, посвященные победам русского народа над завоевателями. Мозаики предложили сделать художнику П.Д.Корину. Павел Дмитриевич приготовил эскизы для восьми панно. Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов . Остальные три были посвящены победе над фашистской Германией.

Впервые в России Корин использовал приемы флорентийской и византийской мозаики - огромные изображения составлялись не только из фрагментов цветного стекла (смальты), но и из простых камешков - гранитных, мраморных. Художник сам делал картоны в натуральную величину. Их переводили на кальку. Бригады мастеров выкладывали изображение из разноцветных кусочков (в каждом панно их около 300 тысяч). Его заклеивали плотной бумагой и по частям переносили на бетонную плиту, покрытую цементным раствором. Бумагу удаляли, и панно увозили для установки на своде подземного зала. Какая-то бдительная уборщица, работавшая в депо "Измайлово", доложила, куда следует, что художники в зале депо "делают иконы для метро" (она имела в виду изображения княжеских стягов с ликом Христа). Последовал срочный вызов Корина в Московский горком партии. Увидев эскизы, секретарь МГК и будущая министр культуры Е.Фурцева пришла в восхищение и тут же показала их своему "шефу". Столичной парторганизацией руководил тогда Н.Хрущев. Он не только одобрил работы Корина, но и дал дельный совет: сделать на изображениях стягов легкие складки, чтобы всем было понятно, что это не иконы, а знамена полководцев.

Но сегодня мы не увидим первоначальных вариантов панно. Причиной тому не только воздействие времени, но и некоторые политические соображения. Например, в центре зала размещались мозаики "Вручение гвардейского знамени" и "Парад победы", на которых присутствовали изображения тогдашних руководителей СССР. Вскоре после того, как Берию объявили "врагом народа", его изображения были тщательно вылущены. Потом пришла очередь Молотова и других "верных сталинцев". А когда наконец добрались до "самого", мозаичные картины пришлось капитально переделывать. "В связи с ликвидацией культа Сталина в художественном оформлении среднего зала станции "Комсомольская"-кольцевая" вместо "Вручения гвардейского знамени" появилось "Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт", а "Парад Победы" превратился в "Триумф Победы".

Пересадочный узел на Комсомольской площади - один из самых загруженных участков столичного метро. В день через него проходит около 1,8 млн. человек. (Показательная арифметика: две станции "Комсомольские" сдают выручки больше, чем вся Калининская линия). В связи с предстоящим 850-летием Москвы, станция прихорашивается. Реставрируют мраморные карнизы, которые начали было уже кое-где выкрашиваться, промывают и заново красят лепные украшения.

Еще один шедевр метрополитена работы Павла Корина - станция "Новослободская". Здесь художник обращается к другому виду искусства, который имел широкое распространение в художественном синтезе средневековья - к цветным витражам.

Реферат опубликован: 19/10/2007