История Московского метрополитена

Страница: 5/10

Когда угроза воздушного нападения стала постоянной, метро было переведено на другой режим: с 18 часов, не дожидаясь сигнала "Воздушная тревога!", движение прекращалось, и метрополитен переходил на режим укрытия населения.

На некоторых станциях метро разместились государственные и военные учреждения. К примеру, на станции "Кировская" находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

Только осенью 1941 года Московский метрополитен предоставил убежище полумиллиону человек за сутки. На станциях сумели организовать продажу вечером молока и белого хлеба для детей. Были смонтированы специальные фонтанчики с питьевой водой, созданы центры информации населения, постоянные пункты помощи больным, инвалидам и роженицам (по данным за 1941 год, на станциях метро родилось 217 детей.)

С самого утра 6 ноября поезда Горьковско-Замоскворецкой линии следовали по маршруту, не останавливаясь на станции "Маяковская". Там должно было проходить торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великого Октября. Из воспоминаний тогдашнего председателя исполкома Моссовета В.П.Пронина:

"В день 6 ноября 1941 года очень пуржило. На улицах прохожих мало. Иду на станцию метро "Маяковская". В вестибюле тщательно проверяют пропуска. По эскалатору спускаемся вниз. В штатском почти никого нет. Да и сама станция необычна. На путевом тоннеле стоят голубые экспрессы - двери раскрыты настежь. Сегодня здесь буфет, даже есть пирожные, бутерброды и чай. В конце зала - трибуна, на ней в обрамлении знамен и Почетного караула бюст Владимира Ильича Ленина. Над трибуной плакат: "Да здравствует 24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции". К перрону подходит двухвагонный состав. Из первого вагона, в окружении руководителей партии и правительства, выходит И.В.Сталин. Он подтянут и строг, неторопливо идет к трибуне. Сталин говорит о провале гитлеровского плана "молниеносной войны". Его голос звучит твердо и торжественно. И как клятва

перед своим народом, перед всем миром звучат заключительные слова: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами". Зал встает и взрывается штормом оваций. Под высокими сводами "Маяковской" несется: "Смерть фашистским оккупантам!"

В неимоверно трудные годы Великой Отечественной войны метростроевцы не прекращали строительства линий метрополитена - от "Площади Свердлова" к "Заводу им. И.В.Сталина" и от "Курской" до "Измайловского парка". Именно в годы войны построены станции "Измайловский парк", "Бауманская", "Курская", "Завод им. И.В.Сталина" (ныне "Автозаводская"), "Новокузнецкая", "Павелецкая".

Отделке станций тоже уделялось большое внимание. Мозаичные панно, созданные художником В.А.Фроловым в 1941-42 годах в блокадном Ленинграде для станции "Новокузнецкая", были вывезены по знаменитой "дороге жизни" под непрекращающимся обстрелом. Примерно в это же время скульптором М.Г.Мазинером были созданы скульптурные композиции для станции "Измайловская" (ныне "Измайловский парк"), прославляющие подвиг партизан в Великой Отечественной войне. Станция была открыта в январе 1944 года. В то время это была уникальная станция: к двум ее перронам подходят трое (!) путей. Причина этого достаточно известна: в 40-х годах в Измайлове строился Центральный стадион им. Сталина (позже это строительство было заброшено), так что станция была рассчитана на очень большое количество пассажиров.

Архитекторы, создавшие две станции третьей очереди, были удостоены высоких наград: Сталинская премия была присуждена А.Н.Душкину за станцию "Завод им.И.В.Сталина", а также архитекторам В.Г.Гельфрейху и И.Е.Рожину - за станцию "Электрозаводская".

18 сентября 1946 года за успешное выполнение заданий военного времени коллективу Московского метрополитена было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

Шестого сентября 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московский метрополитен был награжден орденом Ленина.

Часть пятая. 1950-1959.

Сначала он нарисовал на земле круг.

Правда, круг вышел не очень-то

ровный, но Додо сказал:

- Правильность формы несущественна!

Льюис Кэрролл.

Сразу после войны был утвержден план строительства кольцевой линии. Было очевидно, что Центральный пересадочный узел - "Охотный ряд" - "Площадь Свердлова" - "Площадь Революции" - нужно разгрузить. К тому времени, кроме этого пересадочного узла, существовал еще один - со станции "Библиотека им. В.И.Ленина" на станцию "Улица Коминтерна", но он был очень неудобен. Нужна была линия, которая связала бы воедино все остальные, имеющиеся и планирующиеся, линии. Идея была подсказана картой Москвы: новую линию пустили вдоль Садового кольца.

Реферат опубликован: 19/10/2007