Городское хозяйство Москвы

Страница: 3/8

В 1754-1756гг был сооружен каменный мост через реку Неглинную, соединивший Петровку с Лубянкой.

Проект заключить реку Неглинную в трубу, возникший в 1770-х годах, так и не был осуществлен в XVIII в. Еще в начале XIX в., Неглинная свободно протекала через площадь, образуя в весеннее половодье и во время больших дождей ”топь”.

Покрытия.

Если постройка и исправление большинства мостов в Москве производилась на казенные средства , то устройство мостовых и очистка города по-прежнему оставались в значительной степени обязанностью отдельных домовладельцев и учреждений.Это было причиной того, что до конца XVIII в., несмотря на повторные указы, вопрос о замощении и чистоте московских улиц оставался неразрешенным.

С конца 60-х годов исправление мостовых против присутственных мест было передано полиции. Был утвержден единовременный расход в 5776 рублей и ежегодный в 6766 рублей. В 80-х годах казенных мостовых в Москве было только 34 298 саженей.

Положение с мостовыми в Москве оставалось до конца века неупорядоченным. Деревянная мостовая лишь в некоторых местах-- перед присутственными местами и богатыми дворянскими особняками — прерывалась каменной. Были замощены камнем некоторые большие улицы и площади, особенно там, где ”имеется съезд уездных людей для торга”, чтобы ”в таких торговых местах уездным людям от грязей в приезде помешательства и в сборе пошлинном недоборов не было”. Участки улиц перед пустыми дворовыми местами лежали незамощенными.

Освещение.

В 18веке было положено в Москве начало постоянному уличному освещению. Это важное нововведение было одним из тех, которые меняли облик Москвы, как средневекового города. 27 ноября 1730г., по случаю пребывания двора в Москве , впервые был издан указ о ” сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей”. Полицеймейстерской канцелярии было предписано по большим улицам--- в Кремле,Китай-городе,в Белом,Земляном и в Немецкой слободе--поставить на столбах стеклянные фонари в расстоянии 10 саженей один от другого, по установленным образцам. Деньги на устройство должна была отпустить казна,но зажигание фонарей и содержание их в исправности лежали на обязанности самих жителей. В фонарях употреблялось конопляное масло. Однако фонари велено было зажигать лишь в те ночи, когда будет указано от двора (очевидно, в дни придворных балов и приемов), и поддерживать свет до полуночи. Срок для устройства нового освещения был дан очень короткий , а до установки фонарей владельцы домов по большим улицам, если их палаты или хоромы выходят на улицу, обязаны были в указанные дни до полуночи выставлять в окнах по 2-4 зажженных свечи, в зависимости от величины окна. Через 2 года московский генерал-губернатор граф Г.П.Чернышов донес Сенату, что по указу 1730г фонари в Москве в назначенных местах поставлены. В 1776г в Москве было установлено всего 600 фонарей. К концу века освещение улиц улучшилось.В 1782г. расход на освещение и содержание фонарей определялся в 11424 рубля в год. В 1800г общее число фонарей составило 6559; из них 4614 были укреплены на столбах, остальные прибиты к стенам домов.Фонари оставались фитильными с конопляным маслом, зажигались в течение 8 месяцев в году — с сентября по май.Так как освещение улиц было еще недостаточно, то в 18в по-прежнему сохранялся обычай ходить ночью с собственным фонарем; без фонаря по ночам через уличные рогатки никого не пропускали. Указом 25 июля 1735г летом, от мая до августа, было запрещено ходить с зажженными фонарями по улицам ”для предосторожности от пожара”.

Транспорт.

При обширных размерах Москвы большое значение для населения города имел вопрос о транспорте.Организованного городского транспорта в18в. не существовало, и население пользовалось частными извозчиками.Из сенатского доклада 1766г. видно, что с января этого года до 29июля в Москве было заклеймено хомутов 6970, но всего извозчиков налицо 1119, так как с наступлением рабочей поры многие из них разъехались по деревням. С 1762г. с каждого извозчика за выданный ему кожаный ярлык с номером и указанием части города брали по 1 рублю в год. По данным 1775г., в Москве в начале года было 5648 извозчиков, а к осени, после разъезда многих извозчиков-крестьян по деревням, оказалось только 2363. Извозчичьи экипажи летом состояли из роспусков, или волочков, вроде ломовых дрог, с фартуками для завешивания ног от грязи; зимой ездили в санках. Были и ”наемные кареты”.Дворянство, особенно богатое, имело собственные коляски и кареты, были свои экипажи и лошади и у зажиточных купцов. Характерен указ от 19 марта 1742г., в котором говорилось, что в Москве ”многие всяких чинов люди ездят на резвых лошадях и давят и побивают людей”; ввиду этого предписывалось ”тем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убивства не чинили”.

Реферат опубликован: 3/08/2007