Городское хозяйство Москвы

Страница: 2/8

На необходимость принятия решительных мер по борьбе с пожарами настойчиво указывал наказ от жителей Москвы, данный депутату в Комиссии 1767г.В наказе говорилось, что нужны ”достаточные на то , по примеру других европейских городов, учреждения” и что сооружение печей, каминов, очагов и труб должно производиться под присмотром ”присяжных мастеров”. Но особенно обращалось внимание на наличие в Москве ”великого множества в тесноте . непорядно построенного деревянного строения” и на то, чтобы ”в знатнейших частях города запрещено было деревянное строение, и жителей принудить каменные домы и службы крыть черепицею”. Эти требования как бы намечали программу мероприятий правительства, и его дальнейшая деятельность в этом направлении показывает, что оно с этой программой считалось.

В XVIII в. о пожаре оповещал набат с церковных колоколен. Ночью, кроме того, что сторожа созывали обывателей на подмогу трещотками. Полиция наблюдала за пожарами из ”лантернов”-небольших башенок, которые выстраивались над мезонинами съезжих дворов. Лишь в 80-х годах XVIII века в Москве была создана специальная организация для тушения пожаров. За изданием в 1782г ”Устава благочиния” последовало составление проекта особой пожарной организации в Москве и сметы на содержание пожарных команд. На покупку пожарных инструментов было ассигновано 9337 рублей единовременно и по 2000 рублей ежегодно на их содержание и ремонт. Намечалось завести в каждом квартале(всего в городе было теперь 20 частей и 88 кварталов) одну небольшую заливную трубу, две малые ручные трубы, два чана или бочки и разные повозки.

Дальнейшие изменения в пожарную охрану внес ”Устав столичного г.Москвы” 1799г. ”Пожарная экспедиция” под управлением ”брандмайора” находилась в ведении полиции; в каждую полицейскую часть назначался брандмейстер - начальник пожарной команды. Жители обязаны были являться на пожар с пожарными инструментами, обозначенными на воротах каждого дома, - багром, ведром или топором.

Мероприятия по внешнему городскому благоустройству , как и при Петре I, проводились преимущественно в районах города, населенных зажиточными слоями.

Мосты.

Москва разделялась на части Москвой-рекой, имеющей в пределах города несколько поворотов, а также реками Яузой и Неглинной и множеством более мелких речек, и это делало вопрос о мостах одной из важных проблем благоустройства. Торгово-промышленное развитие Москвы также настоятельно требовало удобного сообщения между частями города, особенно между Замоскворечьем с его мануфактурами и ”заводами” и Китай-городом, где сосредоточивались торговые помещения.

В 1782г из 23 мостов города только 12 являлись ”окладными”, т.е. имеющими постоянные ассигнования, и на исправление их было положено 2642 рубля на год. Но так как цены на материалы повышались со дня на день, то этих денег не хватало.Московский главнокомандующий предлагал назначить на содержание мостов 6000рублей в год, чтобы на остатки от этой суммы произвести со временем замену деревянных мостов каменными.

Большое значение в жизни города имел Большой каменный мост, называвшийся Всехсвятским, который соединял центр города с Замоскворечьем .После того как весенним половодьем 1783г мост сильно повредило, было решено для уменьшения напора воды и вместе с тем для осушения болота устроить на южном берегу Москвы-реки против Кремля водоотводный канал. В 1786 г канал был углублен , и через него были перекинуты мосты. Однако наводнение в конце августа 1786г., бывшее следствием проливных дождей, причинило Каменному мосту большие разрушения, и в 1792г он был перестроен. На работы по переустройству Каменного моста в 1784-1792гг. была затрачена значительная сумма - 213000 рублей.

В 1788 был построен каменный Козьмодемьянский мост через Водоотводный канал — продолжение Большого Каменного моста. Для уменьшения нагрузки на Большой каменный мост в 1768г. был построен Крымский мост, сначала наплавной. После постройки, одновременно с Крымским , Пятницкого моста, по Большому Каменному мосту было запрещено возить большие тяжести. В 1780-х годах предполагалось заменить деревянный Москворецкий мост каменным, на постройку которого требовалось 600 000рублей.Однако эти средства не были изысканы, и Москворецкий мост остался деревянным.

Реферат опубликован: 3/08/2007