Легенды и предания Башкирии

Страница: 9/11

Ее отсутствие было связано с тем, что она прослышала о некоем провидце и решила его навестить и узнать о том, что ей предстоит испытать. Проделав трудный путь, она достигла своей цели. Но эта встреча ознаменовалась еще и тем, что предсказатель обрисовал и предстоящую судьбу башкирского народа. Когда она возвращалась домой, ее и встретил Алдар. Несмотря на ее мужской наряд, он признал во встретившемся батыре Зухру, но не показал виду. При разговоре он рассказал о себе: кто он, откуда, зачем приехал в эти края. И только после этого отвел ее к родителям.

Возвращение дочери обрадовало родителей, и отец девушки решил созвать гостей из близлежащих родов и племен. Как было принято у башкир, во время этого мероприятия молодежь соревновалась в силе, показывала свою удаль, меткость, а старики выступали в роли судей. Данное мероприятие закончилось тем, что Зухра и Алдар поженились. Условие Зухры о том, что она выйдет замуж только за того, кто ее победит, было выполнено, ибо во время скачки Алдар сумел вытащить ее из седла (так проверялась не только сила соревновавшихся, но и умение держаться в седле) и тем самым показал свое превосходство над ней.

После свадьбы Алдар и Зухра вместе со своими друзьями отправляются домой, на юг. Это путешествие оказалось не из легких, поскольку они, выбрав короткий путь, попадают во владения чудовища. Но перед этим к ним является посланец Пророка и предупреждает их о грядущей опасности. После того, как они совершают необходимый религиозный ритуал, посланник дает каждому из них волшебные четки, а для их лошадей волшебный оберег, который советует вплести в гриву лошадей. Эти волшебные вещи должны защитить их от чудовища, которое предстает в виде гифрита, взявшегося извести всех мусульман.

В этом отрезке очень четко звучит не только мотив освобождения земли от нечисти, но и мысль о необходимости защиты веры, которая подвергается опасности. Очевидно, это связано с более поздним периодом общественного развития, когда религиозная экспансия со стороны православной церкви усиливалась и была необходимость защиты своей веры.

Алдар, Зухра и их спутник одерживают победу в схватке с чудовищем и освобождают взятых им в плен людей. Выслушав истории отдельных спасенных и отправив их по домам, они сами тоже отправляются на родину Алдара, до которой добираются благополучно и без приключений. У них рождается сын, но вскоре погибает. От горя или от другой напасти погибает и Алдар. Зухра остается одна и долгие годы вдовствует. Наконец, к ней приезжают сваты, которые тоже на своем пути встречаются с чудовищем, побеждают его, прибывают к Зухре и слышат от нее всю вышеизложенную историю. Чем и как заканчивается данный эпос, к большому сожалению, остается неизвестным.

По содержанию данный эпос нель­зя однозначно отнести к определенному историческому отрезку. С одной стороны, его можно отнести ко времени домонгольского нашествия. На это указывают отдельные истории, рассказанные теми или иными участниками событий. Так, после освобождения Алдаром и Зухрой пленников чудовища — гифрита, одна из пленниц говорит о том, что она является дочерью ногайского бея, чьи земли расположены на территории Золотой Орды14 , которая существовала с ХIII по XV век. С другой стороны, в тексте мы не находим даже намека на то, чтобы башкиры являлись подданными Золотой Орды и платили ясак монгольским правителям.

Отдельные фрагменты эпоса можно отнести к более позднему периоду. Так, когда Зухра посещает предсказателя, мы находим в его словах намек на взятие Казани в ХVI веке. Предсказатель говорит, что вскоре на берегу трех рек возникнет город, который подчинит себе окружающие народы. Его дважды попытается взять “белый князь”, т.е. русский царь, но он добьется только того, что обложит город данью. Далее, история этого города будет печальнее, так как в третий раз белый князь придет с большим количеством войск и разорит город15.

Реферат опубликован: 24/04/2008