Легенды и предания Башкирии

Страница: 7/11

Оказывается, его отец Сура-батыр как мог защищал простой народ от Мўсем-хана, который обирал простых людей. Во время охоты Масем-хан застигает спящего Сура-батыра, убивает его и таким образом избавляется от своего ненавистного врага. Затем, призвав его жену, заставляет ее объявить всему народу, что Сура-батыр умер от болезни. В скором времени исчезает она сама, поскольку слуги хана топят ее в озере Шульгана. Масем-хану известно, что у них остался ребенок, но они не могут ни узнать какого он пола, ни где его найти. Благодаря тому, что род Сура-батыра переезжает на другой джайляу (пастбище), обещание хана извести весь его род не состоялось. И это спасение Хау­бана оборачивается для него катас­трофой.

Масем-хан собирает батыров и весь народ в честь чудесного спасения своей дочери, где объявляет о том, что выдаст дочь за того, кто сможет привести к нему из озера Шульган старуху, которая сумела поддержать ее дочь во время заточения. Но никто не решается. Тогда Хаубан, выйдя за пределы селения, вызывает к себе Акбузата и, вооружившись легендарным мечом Урал-батыра, открывает беспощадную войну против Шульгана. Он мечом разрезает огромное озеро на множество мелких озер, лишая возможности злым силам объединиться против себя. Перед ним опять появляется Нэркэс, которая просит его остановиться. Но теперь уже Хаубан ставит свои условия: превратить всех дивов в змей, летучих мышей и других гадов и вернуть на землю всех людей, когда-либо похищенных слугами ее отца.

Нэркэс ничего не остается, как подчиниться батыру. Возвращают и ту старуху, о которой упоминал Масем-хан. Хаубан, с помощью Акбузата уже знает, что это его мать. Но он не признается ей в этом. Выполнив приказ хана, Хаубан оставляет старуху на площади перед дворцом и отпускает своего коня. На следующий день перед дворцом опять собирается народ и с удивлением видит необычную старуху. Хан приказывает ей рассказать свою историю, но при первых же ее словах он догадывается, кто стоит перед ним. Он приказывает своим слугам тихонько увести ее, чтобы она не рассказала им правдивую историю о его злодеяниях.

Однако Хаубан не дает ему сделать намеченного. Он рассказывает всему народу, каким образом был убит Сура-батыр и заявляет, что придет расплата Масем-хану за все его злодеяния. Вновь выбравшись за пределы площади, он призывает Акбузата и, облачившись в военные доспехи, скачет на площадь перед дворцом. Там он раскрывает, что является сыном Сура-батыра и пришел наказать хана. После этого он отрубает голову Масем-хану. Однако его месть — не личная, а всеобщая, поскольку народ, уже отчаявшись дождаться заступника, пребывал в горестном состоянии. Увидев совершенное, простые люди приветствуют его как батыра, который освободил их от зла не только на земле, т.е. в реальном бытии, но и от зла подводного, мифического.

Личные поступки героя совпали с общественными потребностями и Хау­­бан выступает в роли освободителя. На этом условно выделенная нами первая часть заканчивается. Вторая часть произведения связана с его общественной деятельностью, защитой своего народа и борьбой со злом за пределами своих территорий.

После смерти Масем-хана народ обращается к нему с просьбой освободить батыров, которых злой властитель продал в рабство соседним правителям. Хаубан отправляется их освобождать и на пути встречает птицу, которая оказывается женой Урал-батыра — Хумай (№омай). Она рассказывает ему, что семь батыров, решившие бороться против зла на земле, по­пали в плен. Выслушав ее, он отправляется за море-океан освобождать заступников народа. После упорной и долгой борьбы он побеждает врагов и все герои возвращаются на родину.

После возвращения Хаубан собирает весь народ, проживающий на Урале, и устраивает им праздник. А освобожденных семерых батыров назначает главами семи родов, от которых пошел башкирский этнос. А сам женился на Нэркэс, которая раздала все богатства своего отца простому народу. Этим заканчивается эпос.

Реферат опубликован: 24/04/2008